До 2021-2022 года в понимании большинства физиков российский рынок ограничивался Газпромом, парочкой крупных нефтяников, несколькими банками, металлургами и добытчиками по типу АЛРОСА и Норникеля.
Но за последние годы ситуация резко изменилась. Как минимум, у нас потихоньку формируется IT-сектор. Яндекс и VK зарабатывают основные деньги за счет рекламы, Ozon это e-commerce, а вот POSI, ASTR, DIAS, SOFL, IVAT, ELMT – это классический IT (ПО и полупроводники). Еще в 2020 году не было ни одного варианта на рынке, сейчас уже 6.
Многие инвесторы, которые привыкли к стабильным ценам и высоким дивидендам, по-прежнему не понимают смысла покупать волатильные IT-компании.
Поэтому обсудим преимущества таких акций по сравнению с реальным сектором:
📍Самое очевидное – ставка налога на прибыль. Сейчас она 0%, а с 2025 будет 5% (или 7% по предложению Минфина). Обычная же ставка налога = 20%, а с 2025 будет 25%.
📍Легкая масштабируемость (software). Астре или Позитиву, чтобы увеличить продажи в 2 раза, достаточно найти клиентов и лишь немного увеличить затраты. Не нужно строить новый завод или покупать новые дорогостоящие автомобили, как Делимобилю (его тоже почему-то считают IT, хотя это не так). То есть не требуется таких колоссальных вложений.
📍Модель подписок и контрактов. В случае с реальным сектором клиент обычно покупает товар или услугу и сразу использует её. Например, мы покупаем квартиру один раз. Застройщик получил деньги – и все на этом, отношения с ним прекращены.
Многие контракты подразумевают монетизацию пользователя на протяжении всего периода взаимоотношения с ним. Используется модель подписки, которая дает высокую прогнозируемость доходов. Значимая часть выручки IT-компаний на ближайшие 1.5 года уже законтрактована. Цена на нефть может просесть за несколько месяцев на 20-30%, что снизит прибыли и дивиденды компаний, а у IT все куда стабильнее.
📍Быстрый рост. Российский рынок прикладного и инфраструктурного ПО, кибербезопасности, IT-коммуникаций, дата-центров и пр. растет темпами по 15-30% в год и больше. Это быстрее большинства отраслей. Увеличивается спрос + фактор импортозамещения зарубежных решений. Логично, что и компании, оперирующие на этих адресных рынках, растут быстрее, чем остальные.
📍Конкурентный ров. Чем уникальнее и технологичнее продукт/услуга, тем шире ров. В IT-секторе это особенно актуально. За счет этого даже маленькие компании могут уверенно чувствовать себя на рынке и расти опережающими темпами на протяжении многих лет.
А способна ли небольшая региональная сеть заправок или “один из многих” брендов одежды на такое? Едва ли, скорее, это разовый момент или исключение из правила.