В 2023-2024 на российском фондовом рынке случился настоящий “бум” IPO - свыше десятка компаний стали публичными. Правда, из-за ухудшения рыночной конъюнктуры процесс застопорился. Однако и ЦБ РФ, и Московская Биржа считают, что в обозримом будущем нас ждёт ещё больше интересных размещений.
В этой статье расскажем, что такое IPO, зачем оно компаниям и как на нем может заработать рядовой частный инвестор.
IPO (Initial Public Offering) - это, дословно, первичное публичное размещение акций компании. Проще говоря, это процесс, при котором компания продает свои акции широкому кругу лиц, становясь публичным акционерным обществом (ПАО).
С этого момента каждый желающий с брокерским счетом может купить акции компании. После IPO формируется “вторичный” рынок, на котором множество инвесторов постоянно покупают и продают бумаги.
Как проходит IPO
Можно уместить описание всего процесса в несколько этапов:
- 1️⃣ Менеджмент компании принимает решение о проведении IPO. Подготавливается необходимая документация. Если нужно, то организационно-правовую форму преобразуют в АО - акционерное общество (например, если ранее это было ООО), а потом в ПАО.
- 2️⃣ Постепенная перестройка. Некоторое время компания “притворяется”, словно уже вышла на биржу. Это нужно, чтобы повысить прозрачность и “понятность” для массового инвестора. IR-отдел работает на полную, менеджеры чаще появляются на публике, регулярно выходят пресс-релизы и отчеты в формате МСФО. Этот этап может длиться 6-12 месяцев.
- 3️⃣ Подготовка к IPO. Идет поиск андеррайтера - это своего рода куратор, который сопровождает компанию на всех этапах IPO. Обычно в роли андеррайтеров выступают инвестиционные банки. В России это “Альфа-капитал”, “ВТБ-капитал”, “SberCIB” и др. Андеррайтер оценивает компанию, определяет параметры IPO (количество акций, цену за акцию и пр.), занимается документами и иногда помогает с маркетингом.
- 4️⃣ Публикация проспекта эмиссии. Это главный документ, через который инвесторы “знакомятся” с компанией. В нем содержится информация о финансовых результатах последних лет, структуре акционерного капитала, корпоративной структуре, истории компании и пр.
- 5️⃣ Маркетинг и анонс IPO. Это “финишная прямая”. Компания в течение 1-3 недель активно рекламируется. Менеджмент проводит встречи и презентации, покупает интеграции в СМИ и заказывает аналитику у брокеров. Всё это нужно, чтобы собрать как можно больше средств. Наконец, приходит время для объявления сроков и параметров IPO (цены, количества акций, объема предложения и другой информации)
- 6️⃣ Сбор заявок и старт торгов. Компания принимает заявки на покупку акций от будущих инвесторов. В установленный срок сбор заявок прекращается и, как правило, на следующий день начинаются торги акциями на бирже. Участники IPO могут сразу же продать купленные акции на вторичном рынке (если достаточно ликвидности). Это правило действует только на российском рынке. На мировых биржах есть стандарт в виде 6-месячного периода, когда участники IPO не имеют возможность продавать акции.
В чем плюсы IPO для компании
Очевидно, их достаточно, раз столько бизнесов стремятся стать публичными. Вот ключевые преимущества:
- ✔️ Привлечение финансирования. Да, компания несет расходы, связанные с организацией и проведением IPO. Однако объем привлеченных на размещении средств многократно превышает их. Это “бесплатные” деньги. Не нужно возвращать их и платить по ним проценты, как по кредитам или облигациям.
- ✔️ Статус. Размещение на бирже для бизнеса - это как социальный лифт для человека. Публичные компании воспринимаются намного более “взросло”, их узнаваемость растет. Им проще находить партнеров и заключать выгодные соглашения. IPO можно сравнить с дорогим классическим костюмом: “внутри” всё остается как раньше, а вот восприятие кардинально меняется.
- ✔️ Раскрытие стоимости. Публичные компании всегда оцениваются дороже непубличных аналогов. Таким образом, IPO - это способ раскрыть стоимость капитала.
- ✔️ Ликвидность и эффективное ценообразование. Каким бы порой нерациональным ни был российский рынок, однако в долгосрочной перспективе это наиболее эффективный инструмент ценообразования. Рано или поздно колебания прекращаются, срабатывает система сдержек и противовесов, акции начинают оцениваться справедливо.
- ✔️ Мотивация для роста. Чаще всего менеджеры являются акционерами своей компании (через премирование акциями). Соответственно, они материально заинтересованы в росте рыночной капитализации компании. Это приводит к повышению эффективности работы.
А какие могут быть недостатки
- 📍 Частичная потеря контроля. При выходе на IPO компания продает определенную часть своего бизнеса широкому кругу лиц. Конечно, основатели и мажоритарии стараются делать всё так, чтобы сохранить контроль у себя. Но не всегда это удается.
- 📍 Риски для корпоративной безопасности. Если у компании слишком большой free-float (доля акций в свободном обращении), то она может стать объектом “враждебного” поглощения. Это когда сторонняя компания или человек обретает контроль над бизнесом без согласия его владельцев через покупку акций на рынке.
- 📍 Возникает больше обязанностей. Будучи ПАО, компания должна регулярно выпускать отчеты в формате МСФО и стараться поддерживать связь с инвесторами. Иначе её акции могут сильно упасть, а в худшем случае их может ждать делистинг (прекращение торгов на бирже).
- 📍 Чувствительность к новостям и рыночным колебаниям. Иногда даже незначительные корпоративные события, просочившись в СМИ, могут обрушить стоимость акций. Кроме того, порой на рынке наступает период “неэффективности”, когда акции стоят слишком дешево или чересчур дорого. Это случается, например, на общерыночных коррекциях, во время которых падают даже акции качественных и эффективных компаний.
Как принять участие в IPO
Почти все крупные брокеры дают возможность принимать участие в IPO (но не во всех размещениях). Для этого не нужен статус квалифицированного инвестора или какие-то особые документы. Инструкция простая:
- 1️⃣ Изучить, какие брокеры дают доступ к конкретному размещению;
- 2️⃣ Открыть брокерский счет у выбранного брокера;
- 3️⃣ Изучить параметры IPO (минимальную сумму, сроки и другие условия);
- 4️⃣ Пополнить счет и подать заявку на участие в IPO на конкретную сумму через личный кабинет;
- 5️⃣ Ждать старта торгов.
Аллокация в IPO
Это важный аспект, который необходимо учитывать при участии в IPO.
Аллокация – распределение акций между участниками размещения. В 90% случаев желающих поучаствовать в IPO больше, чем акций. Соответственно, бумаг не хватает на всех. В данном случае имеет место неполная аллокация. Тогда акции пропорционально распределяют всем желающим. Про то, как научиться просчитывать аллокацию, писали здесь.
Как зарабатывать на IPO
Основная цель инвестора, покупающего акции на первичном размещении - это заработать на росте акций в первые дни. Как правило, заработать прибыль получается, если:
- 1️⃣ Компания выходит на IPO ниже справедливой стоимости (чтобы это понять, нужно владеть навыками фундаментального анализа);
- 2️⃣ Предложение ограничено, т.е. владельцы продают небольшую долю акций (5-10%). Тогда их цена может быть искусственно разогнана;
- 3️⃣ Компания широко известна, а её продукция / услуги пользуются гигантским спросом. Это, например, было актуально для IPO Ozon.
Как показывает практика, чаще всего участие в IPO приносит прибыль, поскольку компании (и их менеджмент) сами заинтересованы в росте акций в первые недели. Например, если бы инвестор вложил в каждое IPO в 2023 году одинаковую сумму, то средняя доходность к концу года составила бы 22%.
Крупнейшие IPO в России
- 📌 Роснефть (2006 год). Крупнейшее IPO за всю историю российского фондового рынка и пятое по объему в мире на тот момент. Компания привлекла $10,4 млрд (по тогдашнему курсу почти 300 млрд рублей);
- 📌 Яндекс (2011 год). Компания разместилась на NASDAQ и собрала $1,3 млрд. Тогда это было второе крупнейшее в мире IPO IT-компании после Alphabet (Google);
- 📌 Ozon (2020 год). В ходе размещения компания привлекла почти $1 млрд. IPO Ozon признали одним из самых успешных в мире - в первый день торгов акции выросли на 41%, достигнув планки.
Итого
IPO - это отличный инструмент как для компаний, так и для инвесторов. Первые могут привлечь бесплатный капитал для развития бизнеса, последние - заработать на росте стоимости акций и раскрытии акционерной стоимости. В моменты падения рынка, число IPO всегда снижается (никто не хочет размещаться “по низам”). А в моменты роста наоборот IPO сыпятся как из рога изобилия (компании стремятся продать свои акции подороже). Не все IPO выгодно для инвесторов, но через этот инструмент можно зарабатывать.