Nikola, производитель водородных и электрических грузовиков, подал на банкротство по 11 статье (с защитой от кредиторов) 19 февраля. Акции с пиков упали в 20000 раз.
Не смогли или не хотели? 🤷♂️
🔹Взлёт Nikola начался в 2016 году, когда основатель Тревор Милтон анонсировал первый водородный грузовик Nikola One. На слухах об уникальной технологии заключили партнёрство с Bosch и CNH Industrial в 2018 году.
🔹На таком хайпе в июне 2020 компания вышла на IPO на Nasdaq с оценкой в $3B, которая вскоре увеличилась до $30B. Всё это происходило, когда компания зарабатывала $100-500K выручки в год на депозитах, полученных от предзаказов грузовиков.
🔹В сентябре 2020 Hindenburg Research выпускает расследование, в котором обвиняет компанию в отсутствии работающей системы производства, ложных партнёрствах и фейковой рекламе, где грузовик просто катится с горы, а не едет.
После этого уже последовали первые выпуски продукта, посадка основателя и возгорания грузовиков в 2023 и т.д. 🔥
Интересно, что после этого в 2024 году Nikola оценивалась в $1B, хотя уже полностью забросила идею производства BEV грузовиков, а акционеров размыли в три раза. dilution
Nikola от начала и до конца была проектом, построенным на лжи и приукрашивании. За 8 лет компания при гигантских ресурсах не смогла наладить производство, которое проработало бы больше двух лет.
Какие уроки извлечь? 👨🏫
Первый и основной – не пытаться найти новый Tesla/Google/Microsoft в историях с нулевой выручкой и пайплайном, но рассказами про новую «прорывную технологию».
В этом можно участвовать исключительно спекулятивно и до тех пор, пока на рынок не хлынула основная волна хайпа – делали так с AUR.
Второй урок – вовремя признать ошибки и не боятся расставаться с акциями, у которых поменялся фундаментальный тезис не в пользу дальнейшего удерживания – котировки Nikola год назад были в 200 раз выше, чем сейчас.