7. Компания не обанкротится, значит беру облигации
Логика, на первый взгляд, здравая: если банкротство компании, испытывающей финансовые трудности, маловероятно, то и бояться нечего. Можно смело покупать облигации за половину от номинала и ждать погашения, срубив при этом 2х.
Но эта простая логика – не работает. На деле, помимо очевидных угроз (дефолт, банкротство), есть и другие. Например, рефинансирование (реструктуризация). Самолеты компании ЮТэйр летают, она даже на бирже торгуется. А держатели бондов судятся с компанией, получили 60 рублей выплат на вложенные 1000, а остальное им обещают к 2054 году (это не опечатка🤦). Ну у них же остался купон, спросите вы? Да под ставку в 0.01%. Компания не обанкротилась и возможно, даже вернет держателям облигаций деньги. Они уже ждут 5 лет, осталось еще 30.
Это актуальный риск в случае с Сегежей/Мвидео, облигации которых многим кажутся перепроданными и крайне привлекательными. Но суть в том, что есть риск не получить даже половины от заявленной доходности, т.к. есть вероятность будущей реструктуризации.
Большинство из вас не знают эту историю с ЮТэйр, но такое на рынке периодически происходит. И естественно рестракт это не единственный риск на рынке облигаций, их куда больше.
8. Вот это новость – надо срочно купить!
В прошлой части “инвестиционных ловушек” мы писали про рост котировок в отсутствие корпоративных новостей. Так вот, даже если новость есть и кажется позитивной (или негативной), то далеко не факт, что текущий рост (падение) оправдан.
Приведем пример. НОВАТЭК очень активно рос в конце 2022 года и всю первую половину 2023. Рост подпитывали ожидания по запуску Арктик СПГ-2, а также по подготовке Мурманского СПГ. Рынок радовался заявлениям о том, что к 2027 году компания утроит размер СПГ-бизнеса.
Только вот 4-5 лет для российского рынка - это почти вечность. Он живет ожиданиями на несколько месяцев в перед. Ну максимум 1-1,5 года. Поэтому если акция бурно растет на каких-то позитивных новостях, которые дадут о себе знать только через несколько лет, то рост этот, скорее всего, будет очень неустойчивым. То есть не нужно ломиться и залетать сразу после этой новости, котировки еще 10 раз упадут и отскочат обратно.
То же самое можно сказать и о новостях, которые не оказывают влияния на фин. показатели компании. Например, Fix Price выходит на рынок Монголии и открывает там … 2 магазина! Чем не повод подтолкнуть котировки повыше? Или СБЕР запускает умную колонку, смарт-ТВ итд. У FIXP больше 6000 магазинов и 2 новых – не повлияют на его позкаатели. А продажи колонок СБЕР принесут ему 0.0001% прибыли … может быть, если колонки вообще будут прибыльными.
Если вы не можете объяснить, как эта новость повлияет на выручку, прибыль, EBITDA и долг, значит разгон котировок под нее – не имеет смысла.
9. Очевидные аргументы
Как часто вам доводилось сталкиваться с аргументами по типу “люди всегда покупали и будут покупать жильё, значит, у застройщиков всегда будет прибыль” или “продукты нужны всегда, значит, это преимущество для ритейлера. И это прям всерьез озвучивают. Ну по такой логике я могу сказать, что люди всегда будут летать, поэтому нужно купить Аэрофлот или люди всегда будут брать кредиты – поэтому ВТБ. Обычно так любят рассуждать новички или люди, которые не могут придумать обоснование и даже ленятся прочитать про компанию, поэтому берут первый попавшийся аргумент.
Аналогичные фразы вы можете услышать и про акции роста. «IT это перспективно – они обязательно вырастут». Или брат близнец: «IT это очень дорого, были бы мультипликаторы в 2 раза ниже, я бы купил». Это абсолютно обывательский подход. Во-первых, есть десятки разных направлений в технологическом секторе: Базы данных, IT-консалтинг, кибербезопасность (в которой компании работают по совершенно разным направлениям) итд. Во-вторых, у компаний есть свои сильные и слабые стороны, менеджмент, темпы роста, доля рынка итд. Анализ должен подкрепляться фактами, а не очевидными истинами, которые бесполезны при принятии решений.