Насколько вероятна рецессия и какой она будет?
Пик разговоров о рецессии пришёлся на второй квартал 2022. Тогда о ней в своих конференц-коллах упоминала почти половина компаний из S&P 500. Это больше, чем в самую острую фазу корона-кризиса. Потом шумиха поутихла, но сейчас СМИ снова запестрили заголовками о рецессии.
До событий с банками около 2/3 опрошенных экспертов предрекали рецессию в 2023. Новой статистики по опросам пока не было, но, скорее всего, это число возросло.
Так будет ли рецессия? С большей вероятностью, да. Какого характера – ответим чуть позже. Пока вот аргументы «ЗА» наступление рецессии:
- Рост ставки ФРС априори должен приводить к замедлению экономической активности. В этом смысл данного механизма. В 2022-2023 темпы роста ставки (повышение за единицу времени) были самыми высокими за несколько десятилетий, экономика просто не успела перестроиться на «новые рельсы». Бесплатные деньги почти за мгновение стали дорогими. В результате уже начали трескаться банки. Учитывая, что эффект повышений виден не ранее, чем через несколько месяцев, банкротство банков – это следствие роста ставки осенью (условно). Т.е. гипотетически дальше будет хуже.

2. Индекс финансовых условий. Он резко рухнул в марте, обновив минимумы 2022 года. Что это значит? Банки дают меньше кредитов, фонды меньше инвестируют, инвесторы выбирают более безопасные инструменты (или вообще кэш). Деньги замедляются, следовательно, встаёт экономика.

3. Инверсия кривой доходности и «индикатор Пауэлла». Уже не раз говорили об инверсии, повторяться не будем. Скажем про индикатор, на который любит обращать внимание сам Пауэлл. Это разница между текущей и ожидаемой будущей доходностью краткосрочных инструментов (в данном случае T-Bills).

Почему стоит обратить внимание на эти индикаторы? Во-первых, они отражают мнение «умных денег», которые ожидают рецессию и снижение ставки уже в этом году. Во-вторых, само явление, когда краткосрочные ставки оказываются выше долгосрочных, ломают банковскую систему и экономику в целом (если это продолжается долго). Инверсия кривой доходности тоже была одной из причин банковского кризиса в марте.
4. Прогнозы по прибылям компаний. Они продолжают исправно понижаться уже как год. Отчётности ухудшаются, аналитики пересматривают прогнозы в сторону понижения снова и снова. С учётом последних событий в банковском секторе, скорее всего, прогнозы снова занизят.

Всё, значит, ждём кризиса и тотального апокалипсиса?
Не совсем. Давайте вспомним понятие рецессии. В основном под ним подразумевают снижение ВВП как минимум 2 квартала подряд. Она совсем не обязательно должна сопровождаться крахом финансовой системы и дождём из трейдеров, выпрыгивающих из окон на Уолл-Стрит.
Скорее всего, в этот раз мы увидим более мягкую рецессию. ФРС не допустит краха. Если будут малейшие намёки на это – сразу введут денежную инъекцию, такой опыт был. Помните, как в 2020 мировой экономике предрекали полное уничтожение, но в итоге, благодаря денежным вливаниям, экономический рост ускорился? Конечно, объём вливаний будет меньше – ровно столько, чтобы не допустить апокалипсиса.
Подробнее о сценариях рецессии или ее отсутствия поговорим на открытом вебинаре, который состоится в это воскресенье в 12:00.