КАМАЗ – лучший год за всё время существования компании

КАМАЗ - крупнейший российский производитель тяжелых грузовых автомобилей. Выручка за 1п 2023 +25% г/г, чистая прибыль в 2 раза г/г.

🇷🇺 КАМАЗ – лучший год за всё время существования компании

 

Отрасль – машиностроение. Крупнейший российский производитель тяжелых грузовых автомобилей. Образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузов. Основное производство расположено в городе Набережные Челны. 

 

#KMAZ

 

📋 Отчетность за 1п 2023

💰Выручка 166,8 b₽ (+25% г/г)

💰Чистая прибыль 13,5 b₽ (рост в 2 раза г/г)

💰Прибыль на акцию 19,32 ₽ (рост в 2 раза г/г)

 

Как использовать разборы компаний на Unity 

 

📋Финансовые показатели за 1п 2023

📍 Себестоимость 134,9 b₽ (+21% г/г)

📍 Валовая маржа 19,2% (+2,7 п.п. г/г)

📍 Коммерческие расходы 6,9 b₽ (+48,8% г/г)

📍 Административные расходы 5,3 b₽ (+37,8% г/г)

📍R&D (исследования и разработки) 1,2 b₽ (-11% г/г)

📍Операционная прибыль 16,95 b₽ (+41,8% г/г)

📍 Маржа операционной прибыли 10,2% (+1,2 п.п. г/г)

📍 Финансовые доходы 1,9 b₽ (+38,7% г/г)

📍 Финансовые расходы 5,4 b₽ (-7% г/г)

📍 EBITDA 20,95 b₽ (+35,2% г/г)

📍 Доля в убытке ассоциированных организаций 1 b₽ (+54,3% г/г)

📍 Маржа чистой прибыли 8% (+3 п.п. г/г)

📍 Операционный денежный поток (OCF) 80,7 b₽ (+167,2% г/г)

📍 Капитальные затраты 9,7 b₽ (+56,4% г/г)

📍 Свободный денежный поток (FCF) 71 b₽ (рост почти в 3 раза г/г)

📍 Денежные средства и их эквиваленты 66,1 b₽ рост в 3,5 раза г/г)

📍 Долг 97,9 b₽ (-19% с начала года)

📍 Количество акций без изменений г/г

 

📮Прогноз на 2023

Прогноз финансовых показателей компания не представила. 

 

👉 Итоги

Отличный отчет, можно сказать, лучший за всю историю КАМАЗа. Да, поздновато выпустили полугодовой отчет, но лучше поздно, чем никогда. 

Выручка выросла на 25% г/г до 166,8 млрд рублей, при этом себестоимость увеличилась всего на 21% г/г. Благодаря этому сработал эффект операционного рычага и чистая прибыль удвоилась г/г, а чистая маржа достигла 8% – рекордное значение. Для сравнения, средний показатель чистой рентабельности за 2016-2021 была в районе 1,5%. 

 

За счет чего такие результаты?

Детальных пояснений к отчетности нет, поэтому опираемся на косвенные данные. Объёмы производства не выросли: в 2022 они составили около 43,8 тыс. единиц авто, а в 2023 ожидается только 42 тыс. Зато что точно заметно выросло, так это цены. Как писали Известия, цена китайских грузовиков за 9 мес. 2023 подорожала как минимум на 30%. Сопоставимая динамика будет и в отечественном сегменте, т.к. между ними теперь тесная связь. На подержанные грузовики, по разным данным, цены подскочили на 15-25%. Учитывая, что выручка КАМАЗа выросла на те же 25%, можно полагать, что рост цен – основной драйвер. 

 

Планы на будущее

Рынок очень обрадовался амбициям КАМАЗа. Начнем со стратегии компании до 2030 года. Выглядит она примерно так:

  • Выручка на уровне 806 млрд рублей, что в 2,7 раза выше, чем в бизнес-плане 2023 года. То есть CAGR выручки 15,3%, что вполне реалистично, т.к. аналогичные темпы сохранялись стабильно на протяжении 2017-2021. 
  • Продажи грузовиков ожидаются на уровне 60 тыс. единиц – это почти в 1,5 раза больше, чем сейчас
  • Рентабельность по EBITDA к 2030 достигнет 9% (по итогам 2021 года было 7,2%). В 1п 2023 она была больше 12%, но это аномалия. 
  • Основные направления развития – новая продуктовая линейка.

 

К слову, о новой продуктовой линейке. КАМАЗ планирует в 2024 году втрое увеличить производство грузовиков нового поколения К5 – до 15 тыс. единиц. А в ноябре был выпущен первый “импортозамещённый” КАМАЗ К5. Помимо этого, долгосрочно планируется выпуск новых грузовиков К5+, нового семейства пассажирского транспорта и среднетоннажных грузовиков “Компас”. 

Планы действительно амбициозные. С другой стороны, верить ли прогнозам КАМАЗа – это тот ещё вопрос. Так, например, в самом начале 2023 давали прогноз по годовому производству ~50 тыс. На деле вышло только 42 тыс., расхождение 16% – это значительно. То есть имеется определенный уровень управленческой неэффективности. Следует держать это в уме. 

 

Оценка, прогнозы на 2023 и дивиденды

На 2023 год заложили выручку в районе 300 млрд рублей – рост на 11% к уровням 2021. Предположим, что чистая маржа нормализуется и по итогам всего года слегка опустится. Тогда чистая прибыль будет 18-20 млрд рублей – это исторический рекорд, в 4-4,3 раза выше, чем в 2021. Тогда P/E 2023 составит 7-8х, что более чем в 2 раза ниже среднего за 2017-2021. Добавляем сюда и ожидаемое сохранение прежних темпов роста с увеличением маржи по EBITDA до 9%. То есть дисконт существенный. 

Должны продолжить платить дивиденды, этому ничего не мешает. Но див. доходность смешная по меркам российского рынка, так как Payout низкий – всего 25%. Ждём примерно 8 рублей на акцию, что даст доходность менее 4%. 

 

Конъюнктура рынка

Ситуация на рынке тяжелых грузовиков крайне благоприятная. Ожидается, что по итогам 2023 его объём достигнет 140 тыс. авто - прогнозы гендиректора КАМАЗа от сентября 2023. При этом еще в августе он ждал объём рынка на уровне 120 тыс. единиц. То есть рынок растет быстрее ожиданий. 

По данным Автостата, за 9 мес. 2023 рынок новых грузовых автомобилей в России вырос на 81% г/г до 105,8 тыс. А по итогам всего 2023 агентство ждёт роста продаж на 50-83% г/г до 126-154 тыс. единиц. Это будет абсолютный рекорд. Предыдущий максимум был зафиксирован в 2012 году – 128,9 тыс. авто. 

 

Общий вывод

КАМАЗ оказался в крайне выгодном положении. Компания остается на опустевшем рынке. Ушли Scania, Volvo, Mercedes и другие крупные производители. А рынок грузовых авто вошел в фазу бурного роста. Отчасти это связано с развитием строительной отрасли и логистики в т.ч. из-за перенаправления экспорта. Конкуренцию КАМАЗу сейчас составляют только китайские грузовики. Поэтому пока что нет сомнений, что компания сможет поддерживать заявленные темпы роста. 

Важный плюс в том, что КАМАЗ будет наращивать доходы не только за счет повышения цен, но и за счет органического роста бизнеса. Есть вероятность, что компания так и не достигнет заявленной цели по производству в 60+ тыс. грузовиков к 2030 году, но в общем и целом план выглядит осуществимо. Так что даже после бурного роста акций КАМАЗ не выглядит перекупленным. 

 

Драйверы

  1. Рост производства к 2030 до 60 тыс. грузовиков
  2. Рекордная прибыльность за счет повышения цен
  3. Благоприятная рыночная конъюнктура 
  4. Низкая оценка

 

Риски

  1. Pаскрытая компания, есть некоторая неэффективность
  2. Низкие дивиденды

 

Точка входа (180 ₽)

Среднесрочный потенциал (240 ₽)

Долгосрочный потенциал (300 ₽)

#Отчетность

 

 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности