IPO CarMoney: стоит ли участвовать? 26.06.2023

IPO CarMoney: стоит ли участвовать? Как мы и обещали, продолжаем освещать каждое потенциальное IPO на российском рынке. Сегодня поговорим про CarMoney.

IPO CarMoney: стоит ли участвовать?



Как мы и обещали, продолжаем освещать каждое потенциальное IPO на российском рынке. Сегодня поговорим про CarMoney. 


О компании

CarMoney – финтех-компания. Основной смысл бизнеса заключается в том, чтобы выдавать кредиты до 1 млн рублей под залог авто. В самой компании говорят, что сумма отдельного кредита не может превышать половину стоимости залога. То есть за каждым выданным в кредит рублём на балансе лежит залоговых 2 рубля. Это обеспечивает безопасность кредитного портфеля и является «фишкой» CarMoney. 


CarMoney как технологичный онлайн-сервис имеет автоматизированную систему обработки заявок, скоринга и выдачи микрозаймов на базе собственной инновационной платформы. Выдают кредиты как в офисах, так и онлайн. 


По своей сути CarMoney ближе к финтех-банку, чем к классической микрофинансовой организации, коих очень много на бирже (они размещаются на ней через облигации). Можно сказать, компания дублирует бизнес-модель Тинькофф, только специализация намного более узкая. 


Об IPO

Мосбиржа уже допустила к торгам акции финтеха с 3 июля под тикером #CARM (выбрана процедура прямого листинга). Объём размещения бумаг составит 600 млн рублей (разместят до 6% акций). Саму компанию оценивают примерно в 9-10 млрд рублей. 


Полученные средства будут направлены на масштабирование бизнеса. Т.к. деятельность компании подконтрольна ЦБ, то CarMoney для расширения должна соответствовать нормативным требованиям к капиталу. Этот вопрос и призвано решить IPO. 


Финансовые и операционные показатели

CarMoney – достаточно быстрорастущий бизнес, но с некоторыми оговорками (о них чуть позже). Вот основные цифры из последних отчётов:


  • Выручка за 2022 год почти не изменилась г/г, составила 2,7 млрд рублей. CAGR выручки за 4 года 7,8%.
  • Прибыль за 2022 год 403 млн рублей, +67% г/г. CAGR прибыли за 4 года 29,3%
  • Портфель выданных займов к концу 2022 года превысил 4,4 млрд рублей
  • Доля на рынке кредитования под залог авто = 4%
  • Операционная маржа 45%
  • Средний чек за 2022 год 277 тыс. рублей


Рыночная конъюнктура и позиции среди конкурентов

В своих материалах для инвесторов CarMoney пишет так: совокупный незанятый рынок кредитования под залог авто оценивается в 1,9 трлн рублей (7 млн автомобилей). Из этого объёма своим адресным рынком компания считает 132 млрд рублей. На нём у CarMoney доля 4% (принцип расчёта доли не был указан), а у всех остальных конкурентов – 2%. То есть у компании доля рынка в 2 раза больше, чем у всех конкурентов вместе взятых. Исходя из этого, менеджмент оценивает потенциал роста в 94% от адресного рынка. Естественно, все 94% занять не удастся, но в целом потенциал считают значительным. 


Клиентская база и технологии

Стоит упомянуть про лояльность клиентов. Около 40% клиентов являются повторными. Одна из особенностей ведения бизнеса заключается в том, что при реализации залога (если долг не выплачен) компания возвращает клиенту разницу между стоимостью залога и его задолженностью. Всё честно и прозрачно. 


Стоит отметить и технологичную платформу CarMoney. 85% кредитов выдаются онлайн (= высокая маржа и отсутствие необходимости высоких затрат на офисы). У приложения высокие оценки и хорошие отзывы. Среднее время зачисления денег на счёт составляет всего 23 минуты. 


Мультипликаторы

Переходим к самой интересной части: насколько дорого оценивают компанию?


Итак, при капитализации в 10 млрд рублей P/E за 2022 год составил бы 24,8. Предположим, что рост прибыли с учётом расширения бизнеса в 2023 году составит 70-80% г/г. Тогда форвардный P/E 2023 будет в районе ~15. 


Сопоставим с ближайшим аналогом по сектору – Тинькофф. Его текущий P/E 19 (TTM от Q1’23), форвардный около 9. 


Очевидно, что CarMoney оценивают с существенной премией. Но её можно назвать адекватной для отрасли финтеха. Хотя для рынка России, конечно, всё равно дороговато. 


Итог

Если коротко, то основные плюсы следующие: интересная и высокомаржинальная бизнес-модель, высокие темпы роста прибыли, большой адресный рынок и лояльность клиентов. К плюсам добавим обширный опыт в привлечении финансирования. Компания уже размещала облигации на Мосбирже (всего 5 выпусков), также имеет собственную инвестиционную платформу, где инвесторы могут напрямую вкладывать деньги в CarMoney с доходностью до 18% годовых. Уже разработана дивидендная политика, подразумевающая Payout в размере 50%. 


Один из главных минусов – это темпы роста выручки. CAGR выручки ниже 8% – это очень слабо для молодой финтех-компании. Да, видно, что работают на прибыль, т.к. она растёт намного быстрее. Но маржа не может увеличиваться бесконечно. Нужно и долю рынка наращивать. Возможно, выйти из стагнации помогут привлечённые 600 млн рублей. Нормативные требования к капиталу могут сильно тормозить развитие. Но если по этой части не будет продвижения, то мы увидим переоценку в сторону понижения. 


В результате получаем интересный бизнес с хорошим конкурентным рвом, но всё упирается в будущие темпы роста. Если после IPO компания сможет увеличить CAGR выручки до 20-30%, тогда оценка FWD P/E 15 вполне оправдана. Пока что это камень преткновения, вызывающий сильные сомнения. Однако все понимают уровень жадности на рынке. А оценка у компании не настолько высока, чтобы остановить физиков. Также 600 млн рублей – весьма маленький объем, который рынок легко проглотит. Поэтому можно ожидать роста после размещения. С 9-10 млрд, капитализация вполне может вырасти до 12-13. 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности