📌 EPAM разбор
💡 EPAM, первыми офисами которой были две маленькие квартиры в Минске и Нью-Джерси, недавно приблизилксь к 40 b$ капитализации. Сегодня же акции торгуются почти на 40% ниже. Рассмотрим направления работы компании, изучим ее финансовое состояние и оценим риски вложения.
🔎 Тикер # EPAM
О компании 📋
EPAM – американская компания с белорусскими корнями, предоставляющая услуги по разработке цифровых платформ и программного обеспечения.
Деятельность эмитента во многом основана на аутсорсинге. EPAM предлагает весь комплекс услуг по созданию ИТ-продуктов и их дальнейшему обслуживанию. Большой опыт в разработке ПО вкупе с технологическим и бизнес-консалтингом позволяют выстраивать масштабные цифровые стратегии и запускать сложные программные продукты для своих клиентов.
Проекты компании охватывают самые разные сферы: от медиа и здравоохранения до финансов и энергетики. Ее услугами пользуются крупнейшие мировые бренды от Salesforce до Сбера. Междисциплинарные команды EPAM работают в более чем 40 странах мира на пяти континентах.
EPAM основана в 1993 году, вышла на IPO в 2012-м.
Структура выручки за 2020 год по сферам применения услуг, 2,66 b$ (+16% г/г):
📍 Деловая информация и медиа – 560,7 m$ (+33% г/г, 21% от выручки)
📍 Финансовые услуги – 555,2 m$ (+11% г/г, 21% от выручки)
📍 ПО и высокие технологии – 496,8 m$ (+15% г/г, 19% от выручки)
📍 Путешествия и потребительский сектор – 458,8 m$ (+4% г/г, 17% от выручки)
📍 Науки о жизни и здравоохранение – 296,3 m$ (+19% г/г, 11% от выручки)
📍 Новые вертикали – 291,6 m$ (+16% г/г, 11% от выручки)
Выручка за 9 месяцев 2021 года, 2,65 b$ (+37% г/г):
📍 Финансовые услуги – 593,7 m$ (+50% г/г, 22% от выручки)
📍 Путешествия и потребительский сектор – 508,1 m$ (+51% г/г, 19% от выручки)
📍 ПО и высокие технологии – 480,5 m$ (+33% г/г, 18% от выручки)
📍 Деловая информация и медиа – 478,6 m$ (+14% г/г, 18% от выручки)
📍 Новые вертикали – 310,9 m$ (+47% г/г, 12% от выручки)
📍 Науки о жизни и здравоохранение – 278,9 m$ (+31% г/г, 10% от выручки)
Выручка за 9 месяцев 2021 года по географическому признаку:
📍 Северная Америка – 60%
📍 Европа – 33%
📍 СНГ – 4%
📍 Азиатско-Тихоокеанский регион – 3%
📌 Финансовые показатели
❇️ Капитализация 24 b$
❇️ За 5 лет котировки выросли на 581%, отрасль на 160%
❇️ За год акции выросли на 19%, отрасль просела на 16%
❇️ P/E 63, среднее по отрасли 28
❇️ P/S 7,5, среднее по отрасли 3,8
❇️ P/B 10,9, среднее по отрасли 4,1
❇️ Выручка за 5 лет выросла на 177%, чистая прибыль на 329%
⛔️ Долг 226 m$, ликвидные средства 1,27 b$. Debt/Equity 10%
❇️ Дивиденды отсутствуют
Прогноз на 2022 год
💰 Рост выручки на 30% до 4,87 b$
💰 Рост Non-GAAP EPS на 27% до 11,16$
Преимущества 👍
1️⃣ Перспективы сектора
Вложения в развитие цифровой инфраструктуры уже давно стали нормой для большинства предприятий по всему миру. По данным Gartner, мировой рынок IT-услуг оценивается в 1,2 t$. Эксперты IDC прогнозируют, что в период с 2022 по 2024 год компании потратят до 6,3 t$ на инициативы по цифровой трансформации.
По оценкам Technavio, рынок аутсорсинга услуг по разработке ПО может вырасти на 188 b$ в течение 2021–2025 годов при CAGR 22,5%. Эта модель пользуется популярностью, поскольку позволяет предприятиям сократить расходы, связанные с наймом дорогостоящих специалистов и созданием необходимой инфраструктуры. Северная Америка остается крупнейшим потребителем этих услуг и там ожидаются самые высокие темпы роста – около 41%.
Само руководство EPAM оценивает свой адресный рынок услуг по разработке цифровых платформ и продуктов в 150 b$. С текущим доходом компания имеет на нем долю менее 3%, что обеспечивает широкое пространство для развития.
2️⃣ Рост бизнеса
EPAM третий год подряд входит в список «100 самых быстрорастущих компаний мира» по версии журнала Fortune, заняв 25 место в общем рейтинге и первое место в категории IT.
За последние пять лет CAGR выручки составил 24%, а CAGR EPS – 35%. После замедления роста доходов в коронавирусном 2020 году до 16% компания в 2021-м превысила привычные для себя темпы. Однако руководство не ожидает, что выручка и дальше будет расти по 30–40% ежегодно, полагая, что темпы роста в ближайшие годы вернутся в диапазон 20–30%.
Чистая рентабельность компании составляет 12,6 % против 6,5% в среднем по отрасли. При этом в последние три года этот показатель был относительно стабилен, восстановившись после спада в период 2013–2018 годов, когда он снижался с 11,8% до 5%. Для сравнения: чистая рентабельность конкурентов Accenture и Cognizant чуть ниже (11,5% и 10,5%), а Infosys и Wipro немного выше (18,6% и 16,3%), при этом данные компании имеют более скромные темпы роста доходов.
EPAM также продолжает расширять свой штат и 2021 год в этом плане стал рекордным. За последние 9 месяцев общая численность персонала выросла на 28%, в том числе за счет поглощения других компаний.
По итогам последнего отчетного периода, на балансе эмитента находилось 1,27 b$, которые могут быть потрачены на новые приобретения.
3️⃣ Клиентская база
Приведенная в начале разбора структура выручки показывает, что услуги EPAM задействованы в разных сферах экономики, и ни один из шести сегментов нельзя назвать доминирующим или незначительным.
Основными клиентами компании традиционно являлись технологические компании и сейчас их доля в продажах оценивается в 30–40%.
Благодаря специфике своей работы эмитенту удается устанавливать долгосрочные партнерские отношения. Так, в 2020 году 26,1% доходов пришлось на клиентов, которые пользовались услугами EPAM не менее десяти лет, и 58,5% – на клиентов с пятилетним опытом сотрудничества. К примеру, Adobe является партнером компании с 2010 года, а SAP – c 1996-го.
EPAM выделяет пять категорий клиентов в зависимости от размера доходов, приходящегося на них. В 2020 году количество партнеров выросло почти в каждой из категорий:
📍 Более 20 m$ – с 22 до 28;
📍 10–20 m$ – 27 (без изменений);
📍 5–10 m$ – с 42 до 43;
📍 1–5 m$ – с 206 до 225;
📍 0,5–1 m$ – со 105 до 107.
Риски потери крупного клиента невысоки, поскольку в последние годы ни один из них не приносил и 10% от общей выручки. На пятерку главных заказчиков приходилось 22% выручки в 2020 году, 19,9% – в 2019-м и 22,3% – в 2018-м. Топ-20 клиентов приносили 42,3% доходов в 2020 году, 40,7% – в 2019-м и 42,5% – в 2018-м. Из-за COVID-19 в 2020 году наметившаяся тенденция по снижению концентрации доходов приостановилась из-за замедления роста спроса со стороны более мелких клиентов. Однако в долгосрочной перспективе компания ожидает, что эта концентрация продолжит снижаться, что подтверждают цифры последних 9 месяцев.
4️⃣ Поглощения
За годы, прошедшие после IPO, EPAM прошла путь от фирмы, предоставляющей услуги по разработке ПО, до гораздо более диверсифицированного цифрового и консалтингового бизнеса. Значимую роль в развитии компании продолжают играть поглощения, позволяющие расширять команду, круг компетенций и географический охват.
Из значимых приобретений последних лет стоит отметить Continuum – компанию, специализирующуюся на промышленном и цифровом дизайне (2018 год, 52,5 m$), британское диджитал-агентство TH_NK (2018 год, 26,3 m$) и test IO – немецкую SaaS-платформу для краудтестинга приложений (2019 год, 17,3 m$).
В 2020 году на поглощения было потрачено всего 22,5 m$, а в 2021-м эмитент объявил сразу о нескольких крупных сделках. Поглощение CORE SE специализирующейся на ИТ-стратегиях и технологических преобразованиях за 48 m$ призвано расширить присутствие ЕРАМ в Западной Европе. Также было объявлено о покупке за 143,3 m$ диджитал-агентства Emakina Group со штатом более 1100 сотрудников и офисами в 18 странах мира. Наконец, приобретение польской компании PolSource – глобального консалтинг-партнера Salesforce – за 148,2 m$ стало самым крупным в истории EPAM.
Помимо этого, было объявлено о приобретении ряда компаний, призванных расширить присутствие EPAM в разных регионах мира, и прежде всего в Латинской Америке.
Несмотря на то, что прямое влияние новых поглощений на доходы EPAM является незначительным, они позволяют компании получать ценных специалистов и новые клиентские базы.
Риски 👎
1️⃣ Конкуренция
ИТ-аутсорсинг – чрезвычайно конкурентный рынок с большим количеством игроков. Среди них как отраслевые гиганты вроде Accenture и Infosys, так и небольшие быстрорастущие компании, такие как Globant и Endava. Последние две, в частности, имеют более высокий, чем у EPAM, CAGR выручки за последние пять лет: 28% и 31% соответственно. Среди них идет борьба не только за клиентов, но и за специалистов, опыт которых является одним из основных конкурентных преимуществ. Другим важным преимуществом становится использование в качестве базы регионов с более дешевой рабочей силой, таких как Восточная Европа, Индия и Китай.
Руководство EPAM часто говорит о высокой конкуренции в отрасли, но пока признаков того, что компания сдает свои позиции, не наблюдается.
2️⃣ Высокая оценка
Котировки эмитента снизились почти на 40% с пиковых значений, достигнутых в ноябре прошлого года, однако компания по-прежнему оценена высоко. Форвардные показатели на 2022 год составляют: P/E – 56 и P/S – 6,8. В среднем по сектору эти коэффициенты равны 28 и 3,7. Несмотря на уверенный рост бизнеса, при текущей волатильности в технологическом секторе любой негатив в отчете может привести к дальнейшему снижению котировок. Даже форвардные показатели на следующие года весьма высоки, например, FWD P/E 2023: 30, значительно выше среднеотраслевого уровня.
3️⃣ Присутствие в странах бывшего СССР
По итогам 2020 года, из 36 737 IT-специалистов компании (68%) работали в Беларуси, Украине и России. При этом в Беларуси было расположено 44% всех долгосрочных активов EPAM, в Украине – 18%, а в России – 9%. Кроме того, в банках этих стран хранится существенная часть денежных средств эмитента.
Несмотря на плюсы для бизнеса, состоящие в экономии на оплате труда и действующих в Беларуси налоговых льготах, использование этих стран в качестве базы для аутсорсинга несет в себе риски, связанные с политической и экономической неопределенностью.
Преимущества 💪
1️⃣ Перспективный адресный рынок
2️⃣ Высокие темпы роста
3️⃣ Диверсифицированная клиентская база
4️⃣ Активное развитие за счет поглощений
Риски 👎
1️⃣ Конкуренция
2️⃣ Высокая оценка и рыночная конъюнктура
3️⃣ Присутствие в странах бывшего СССР
Итоги 📋
EPAM уже много лет показывает впечатляющие темпы роста и по-прежнему занимает небольшую долю на быстрорастущем рынке. Компания заработала отличную репутацию в своей отрасли и умеет поддерживать долгосрочные отношения со своими клиентами. Солидный денежный запас позволяет эмитенту расширять свою команду и выходить на новые рынки за счет поглощений. Для компании с такими темпами роста выручки и прибыли высокие мультипликаторы – это норма. При текущей ситуации на рынке на фоне перетока из growth в value покупать EPAM – не лучшая идея. Ожидаем более низких уровней во второй половине года.