В начале 20 века в США насчитывалось около 300 автозаводов, которые предлагали совершенно разные по решения, но в процессе жёсткой конкуренции к 30-м годам осталось только три крупнейших завода: General Motors, Ford Motor и Chrysler Corporation. Был ещё десяток мелких производителей, но они терялись на фоне большой тройки.
Большинство начинающих мелких производителей предлагали интересные и передовые конструкторские решения, которые в процессе M&A сделок или банальному выкупу по банкротству патентов находили своё продолжения в машинах большой тройки.
Спустя сто лет мы наблюдаем подобные движения только среди электромобилей. Сейчас в мире насчитывается сотни производителей, но процесс естественного отбора уже идёт.
📉Например, компания Fisker на днях сообщила, что они банкроты.
Fisker была основана в 2016 году Хенриком Фискером, который ранее работал в BMW и Aston Martin.
В 2020 году компания вышла на биржу по схеме SPAC. А сама Fisker занимается проектированием, дизайном и разработкой ПО, а сборку отдает на аутсорсинг, чем принципиально отличается от конкурентов, которые концентрируются на строительстве заводов.
Ранее Компания искала помощи у Nissan, но японский концерн оказался глух к их просьбам, и сейчас разработки Fisker уйдут с молотка, может быть, тем же Nissan – ничего личного, только бизнес.
На пике, в феврале 2021 года, Fisker оценивался в более чем 30b $. За 5 лет компания размыла акции в 3.5 раза и сожгла более 2b $. Еще одна история бурного пост-ковидного периода завершилась падением на самое дно.
Мы являемся свидетелями спиралевидной модели истории, когда одни и те же события со временем видоизменяются, но фундаментально всё повторяется вновь и вновь.