Стало известно, что крупные канадские ж/д-перевозчики - CPKC и Canadian National - не смогли договориться с профсоюзом Teamsters Canada Rail Conference до окончания дедлайна (в четверг). Из-за этого значительная часть ж/д-перевозок между Канадой и США “встала”.
🔎Что вообще происходит?
В декабре 2023 года истек контракт между ж/д-операторами и профсоюзом, в котором числится около 10 тыс. работников. С тех пор продолжаются споры касательно новых условий.
Если совсем упрощать, то работники хотят больше отдыхать. Их не устраивают ненормированный труд и постоянные релокации, необходимость которых объясняется нехваткой рабочей силы. А компании, напротив, не хотят особо ничего менять, утверждая, что условия полностью соответствуют нормам, прописанным в законодательстве.
🚫В итоге CPKC и Canadian National решили приостановить работу, не дожидаясь забастовки со стороны Teamsters. Якобы это позволит держать ситуацию под контролем до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение.
📆Как долго это продлится?
Забастовки в ж/д-отрасли в 2022 и 2019 году длились 60 часов и 9 дней соответственно.
Но принципиальная разница в том, что нынешняя приостановка работы идет со стороны самих компаний. Сложность традиционно в том, что стороны принципиально не идут на уступки. Нужен компромисс, который возможен только с изменениями условий контрактов.
💪Что думают власти?
Министр труда Стивен Маккиннон ожидает, что поезда снова начнут ходить в течение нескольких дней. Ранее правительство отказывалось вмешиваться и принуждать стороны к соглашению. Но теперь Маккиннон, имея весьма обширные полномочия в этом направлении, намерен провести обязательный арбитраж. Что он и сделал несколько часов назад распорядившись прекратить забастовку, т.к. она представляет слишком большую угрозу для экономики. Сотрудники начнут возвращаться на работу уже сегодня.
👀Какими могли быть последствия?
Если бы стороны уперлись в тупик, то последствия были бы печальными. Перевозки удобрений, зерна, топлива, металлов и минералов резко снизятся при таком сценарии (более подробная разбивка на графике ниже). Это приведет к разрывам в цепочках поставок, росту цен в этих категориях.
К счастью, правительство решило закрыть вопрос быстро, трейдеры также были уверены в этом сценарии и почти не реагировали на поступающие новости.
