Все о палладии и платине. Инвестиции в металлы. 06.02.2022

Все о палладии и платине. Инвестиции в металлы.

​💡Все о палладии и платине. Инвестиции в металлы.


Когда речь идет об инвестициях в металлы, многие представляют  в первую очередь золото или довольно популярные опции - железо, медь, алюминий. Но наша планета богата ресурсами и в ее недрах еще очень много куда более редких металлов. При этом вложиться в них можно и через покупку акций горнодобывающих компаний. Поэтому в данном ролике мы разберем перспективы платины и палладия, а также поговорим об эмитентах, через которых можно инвестировать в эти металлы.


1️⃣ Палладий – драгоценный металл платиновой группы, который признан учеными одним из наиболее редких на Земле. 


Спрос и предложение на рынке:

Палладий выступает в роли катализатора, так как превращает вредный углеродный газ в более экологически чистые субстанции. Поэтому основное его применение – это производство для автопромышленности различных компонентов двигателей в соответствии с высокими экологическими стандартами, которые постоянно ужесточаются. Из-за этого в структуре спроса на палладий доля автокатализаторов выросла с 67,4% в 2012 году до 87,8% в 2020 году. Остальные 12,2% приходятся на электронику, ювелирные изделия, а также производство медицинских инструментов. 

Если не учитывать вторичную переработку, на которую приходится 33,6% общей добычи палладия, то лидером на рынке будет являться Россия с долей 44,2%, а второе место займет ЮАР – 31,4%. Что касается эмитентов, то первое место здесь занимает Норильский никель с долей на рынке в 44%, затем идут компании из Южной Африки: Anglo American Platinum - 24%, Impala Platinum - 13% и Sibanye-Stillwater - 6%.

Стоит отметить особенность добычи палладия – он является побочным продуктом производства других металлов. Компании, которые занимаются добычей металлов платиновой группы изначально специализируются на платине, а уже попутно добывают и палладий. Но из-за низких цен на платину, которые находятся на минимуме за последние 10 лет, производство палладия остается неизменным на уровне 200 – 230 метрических тонн. Частично падение компенсировал рост переработки, которая за 8 лет выросла на 35%. Однако на мировом рынке уже много лет наблюдается дефицит палладия. А из-за затопления рудников «Октябрьский» и «Таймырский» Норникель не раз заявлял о том, что в этом году дефицит металла может увеличиться до 3 раз.

Драйверы роста:

1️⃣ По прогнозам экспертов, основным потребителем металла будет именно Китай. Выбросы на душу населения в стране вдвое меньше, чем в США, однако из-за населения в 1,4 млрд человек КНР в абсолютном выражении производит свыше 25% мировых выбросов парниковых газов. Учитывая тот факт, что Китай намерен достичь углеродной нейтральности к 2060 году, палладий будет востребован в поднебесной еще долгое время.

 

2️⃣ Аналитики, которые говорят, что бензиновые двигатели уже ушли в прошлое, сильно ошибаются. Да, реализация автомобилей с ДВС снижается, однако, согласно оценкам экспертов из BCG, даже к 2030 году они будут занимать минимум 44% от общих продаж. А это гарантирует стабильный спрос на палладий в качестве автокатализатора как минимум на ближайшее десятилетие.

Риски 👎

1️⃣ В 2020 году спрос на палладий упал после 4 лет непрерывного роста. Причиной послужило резкое сокращение производства автомобилей из-за кризиса на 18,5% с 92 млн до 75 млн. С постепенным восстановлением экономики появилась новая проблема – нехватка чипов и электронных комплектующих, из-за чего производство по итогам 2021 года, как ожидают эксперты из BCG, упадет еще на 7 – 9 млн авто. Прогнозируется, что автомобильный рынок постепенно восстановится в 2022, однако по-прежнему будет ниже уровней 2019 года. 


2️⃣ Кроме того, проблемой для палладия может выступить активное внедрение электромобилей. Однако отраслевые эксперты говорят, что этот переход займет несколько десятков лет, так как авто с аккумулятором стоят дороже, а для их активного распространения потребуется значительная поддержка государств и создание специальной инфраструктуры. Поэтому компромиссным вариантом могут стать гибриды, которые значительно дешевле. Ряд аналитиков полагает, что благодаря такому переходному варианту между традиционными и электрическими авто, спрос на платиноиды сохранится в ближайшие 10 лет. Но в дальнейшем он может заметно снизиться, потому как именно автокатализаторы обеспечивают его почти на 90%.

Палладий сейчас является самым дорогим металлом мира и стоит дороже золота. За 10 лет его цена выросла почти в 3 раза, достигнув пиков в мае, когда котировки поднялись свыше 3 тыс. $ за тройскую унцию. Однако затем началось снижение из-за проблем в автомобильной промышленности. BCG полагает, что предложение микрочипов стабилизируется не раньше 2-го полугодия 2022 года, поэтому новых исторических максимумов металла в ближайшее время не предвидится. 

2️⃣ Платина – драгоценный металл, который многие знают по ювелирным украшениям, однако в сегодняшней экономике он активно применяется и в промышленности. Все это благодаря свойствам платины – она является катализатором для определенных химических реакций, устойчива к высоким температурам и коррозии.


Историческая динамика цен на платину:

До ипотечного кризиса платина росла практически без остановок, но затем резко упала, после чего так и не смогла обновить максимумы. На рынке с 2011 года наблюдается медвежий тренд, в первую очередь, из-за постепенного ухода дизельных автомобилей с рынка в связи с ужесточением экологических требований. Из-за этого образовалось нетипичное соотношение, ведь исторически платина была дороже палладия, а начиная с 2012 – 2014 годов на рынке, наоборот, образовался дефицит второго металла. 

В целом доходность платины за последние 50 лет составила около 265% или же всего 2,6% годовых – это один из худших результатов среди драгоценных металлов. Хотя после кризиса в марте 2020 котировки платины уже выросли на 55,4%.

Спрос и предложение на рынке платины:

Наибольшая доля платины применяется в автомобильной промышленности, так же, как и палладий, металл используют в автокатализаторах для обезвреживания вредных веществ в выхлопных газах. Основное отличие в том, что палладий используется в бензиновых двигателях, а платина в дизельных. При этом ее нельзя использовать в автомобилях с бензином, так как металл при достижении температур в 600 – 700 градусов спекается и перестает работать в качестве катализатора, а палладий даже при температурах свыше 1000 градусов сохраняет свой функционал. 

Особенно сильно спрос на платину в автомобильной промышленности упал после дизельного скандала Volkswagen, который прозвали Дизельгейт, после чего котировки концерна за день рухнули на 22%. Причиной послужило обвинение американского Управления охраны окружающей среды в том, что Volkswagen устанавливал на свои автомобили программное обеспечение, способствующее получению заниженных результатов при тесте на уровень выбросов вредных веществ. Из-за этого скандала и ужесточения экологических требований доля автокатализаторов в общем спросе на платину снизилась с 40% в 2016 до 32% в 2020 году. 

При этом заметно снижается спрос на платину и в ювелирной промышленности. С 2016 года он сократился на треть. В первую очередь, это обусловлено падением спроса на данный металл в Китае, ведь он долгое время был основным потребителем украшений из платины. С 2013 года доля страны в общем ювелирном спросе сократилась примерно в 2 раза. Это обусловлено тем, что в Китае большую популярность обрели золотые украшения, а в кризисный 2020 год особым спросом пользовалась дешевая бижутерия.

Крупнейшим производителем платины является ЮАР, которая примерно в 6 раз по объемам опережает ближайшего конкурента – РФ. В период с 2010 по 2020 год Южно-Африканская республика производила от 120 до 148 метрических тонн металла. У России этот диапазон был значительно скромнее от 21 до 25 метрических тонн. На 3-м месте идет Зимбабве, которая за аналогичный период добывала платины примерно в 2 раза меньше, чем Россия.

Крупнейшими компаниями по производству платины в 2020 году являлись -  Impala Platinum с долей на рынке в 30%, Anglo Platinum - 25% и Норникель - 15%.

Драйверы роста:

1️⃣ Ряд аналитиков ожидает, что уже по итогам 2021 года спрос на платину в качестве автокатализатора вернется к прежнему уровню в 40%. Дополнительным преимуществом является условная взаимозаменяемость металла с палладием благодаря схожим свойствам. А учитывая огромную разницу в цене, эксперты полагают, что котировки платины незаслуженно находятся так низко.

2️⃣ В последние годы наблюдается рост спроса на платину со стороны инвесторов, так как доля инвестиционного спроса на металл выросла с менее чем 1% в 2018 году до 13% сейчас. В первую очередь, металл покупают институциональные инвесторы, поэтому это дополнительный сигнал о недооцененности платины. 


3️⃣ Металл также используется в качестве водородного электролизера, несмотря на свою довольно высокую цену, он снижает стоимость производства водорода и значительно уменьшает габариты водородных установок. Поэтому платина активно применяется и в катализаторах водородных автомобилей. По прогнозам экспертов из Market Research Future, рынок транспортных средств с водородными топливными элементами вырастет с 1,2 b $ по итогам 2020 года до 47 b $ к 2028 году. При этом его среднегодовые темпы роста составят «впечатляющие» 68%, что несомненно положительно отразится на котировках. 

Платине присущи те же риски, что и палладию, так как металлы входят в платиновую группу и у них похожие свойства. Однако цены на платину будут менее волатильными, так как на автомобильную промышленность у металла приходится лишь 40% спроса, в отличие от палладия, который зависит от потребности автопрома в катализаторах аж на 90%. Но стоит четко понимать, что от платины не стоит ожидать резкого ралли котировок, так как около 25% спроса приходится на ювелирную промышленность, где, по прогнозам, не ожидается никакого ажиотажа.

Итоги 📋

Для неквала доступна только одна опция, с помощью которой можно инвестировать в палладий и платину - Норникель. Покупая акции эмитента в надежде вложиться в конкретный металл, не получится. Портфели металлургов обычно включают сразу все металлы платиновой группы, куда входит не только сама платина, но и палладий, и родий. Котировки первого уже откатились на 40% с исторических максимумов во 2 квартале 2021 года. Автомобильная промышленность будет постепенно восстанавливаться, поэтому потребность в автокатализаторах и, как следствие, в палладие будет только расти. Что касается платины, то исторически это наименее доходный металл. Главными драйверами для его роста остаются спрос со стороны институционалов и активное внедрение водородных автомобилей. Среднесрочно оба металла имеют перспективы для отскока, но все же вероятность того, что пик спроса на них остался в прошлом - достаточно высока. А по Норникелю вы можете прочитать отдельный разбор в нашем телеграмм канале. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности