Совкомфлот – все прежние драйверы в силе, компания держит удар санкций

Совкомфлот держит удар санкций, крупнейшая судоходная компания России, 12% рынка морской перевозки нефти и газа.

🇷🇺 Совкомфлот – все прежние драйверы в силе, компания держит удар санкций 

 

Отрасль – транспорт. Крупнейшая судоходная компания России, занимающая около 12% рынка морской перевозки нефти и газа. Также обслуживает морские месторождения полезных ископаемых (морская разведка, снабжение добывающих платформ, челночные перевозки нефти).

 

#FLOT

 

Отчетность* 📋

💰Выручка 103 b₽ (+11% )

💰Чистая прибыль 42 b₽ (+11%)

💰EPS 17,39 ₽ (+11%)

 

* Сопоставление показателей в рублях производилось только полугодие-к-полугодию, так как отчета за H2 2021 и 2022 год компания не выпускала

 

Как использовать разборы компаний на Unity

 

📍 Количество танкеров 116 (+4% г/г)

 

За H2 2023 

📍 Рейсовые расходы и комиссии 13 b₽ (+30%)

📍 Эксплуатационные расходы 19 b₽ (+46%)

📍 Общие и административные расходы 3,4 b₽ (+21%)

📍 Процентные доходы 2 b₽ (без изменений)

📍 Проценты по кредитам и облигациям 7,2 b₽ (x2)

📍 Убыток по курсовым разницам 1,04 b₽ (снижение в 6 раз)

📍 Операционная прибыль 47 b₽ (-8%)

📍 Маржа операционной прибыли 45,6% (-8,7 п.п.)

📍 Маржа чистой прибыли 40,8% (+0,4 п.п.)

📍 OCF 70 b₽ (+15% п/п)

📍 Денежные средства и их эквиваленты 93,4 b₽ (без изменений)

📍 Долг 133 b₽ (-5%)

📍 Количество акций в обращении без изменений 

 

 

📮Прогноз на 2024

Прогноз компания не представила, кроме стабильных в годовом сравнении капитальных затрат в размере 500-600 m$.

 

Ключевые события

Продолжают работу по обновлению и пополнению танкерного флота. В 2023 получили 1 танкер Aframax с двигателем на СПГ, до 2025 получат серию арктических газовозов для Арктик СПГ-2 и 3 танкера-продуктовоза. В декабре впервые объявили промежуточный дивиденд за 9M 23 – 6,32 ₽ на акцию, выплатили в январе 2024. На 90% заместили валютные долговые бумаги.

 

👉 Итоги

 

Исторические максимумы фин. показателей

Снова усеченный отчет, но с рекордными достижениями. Рост выручки обусловлен высокими ставками фрахта танкеров и устойчивой работой портфеля долгосрочных контрактов на суда. В долларовом исчислении доход за 2023 вырос на 23% г/г. Однако, если брать выручку без учета рейсовых затрат (по тайм-чартеру), то рост составил 42% г/г. Эксплуатационные расходы, отражая повышение топливных цен, портовых расходов и дальности перевозок, увеличились, но гораздо медленнее темпа «скорректированной» выручки (+24% г/г в $). В итоге видим 51% рост EBITDA и 2-кратный рост операционной прибыли в $. Чистая прибыль в 2023 выросла сопоставимо с операционной, поскольку снижение расходов по долгу было компенсировано ростом налога на прибыль. 

 

Денежные потоки и баланс

OCF вслед за прибылью переписал абсолютные максимумы, за 2023 получили в разы больше, чем в любой из предыдущих лет. Свободный денежный поток также рекордно положительный. По-прежнему не публикуют капзатраты, ограничиваясь лишь фразой, что капекс стабилен из года в год. На основании прогнозных капзатрат в 2024 и сохранения устойчиво высоких фрахтовых ставок – высокая вероятность получения денежных потоков, сопоставимых с прошлым годом.

Баланс хороший, при капитализации 310 b₽ имеют эксплуатируемых судов на 450 b₽ + 20 b₽ незавершенное строительство, долг в 40% капитализации и внушительный кэш в 2/3 от долга. Весь долг – валютный, и это главная причина получения небольшого курсового убытка по итогам 2023, несмотря на привязку фрахтовых контрактов к доллару. 40% долга – кредиты в долларах по ставке 5-6,8%, бо́льшая часть которых будет гаситься в 2027-2033. 13 b₽ могут предъявить к погашению в любой момент, что не представляет никаких сложностей для FLOT. 60% долга – облигации в долларах и юанях с фиксированной ставкой 3,85-5,375% и погашением в 2026, 2028, часть гасится по востребованию. В плане величины и распределения долговой нагрузки все отлично, компания проводит работу по замещению основных еврооблигаций, где нет возможности выплат держателям, поэтому долг продолжит уменьшаться. Net Debt/ EBITDA в рублевом исчислении за 2023 около 0,2 за счет накопленной наличности в 93,4 b₽. 

 

 

Перспективы рынка морской перевозки нефти

Так как Совкомфлот работает в основном на рынке морских сырьевых перевозок, то динамика бизнеса зависит от фрахтовых ставок на танкеры. Стоимость поставок Urals из балтийских портов Приморск и Усть-Луга в индийские порты в конце 2023 выросла почти до 8 m$ за рейс в сравнении с 5 m$ в сентябре, что по-прежнему кратно выше уровней 2021-2022. Мировые ставки на фрахт также держатся на очень высоком уровне. Стоимость фрахта поддерживается благодаря рекордному объему углеводородов, которые экспортируются морем на большие расстояния. Раньше были перевозки на короткие расстояния – например, РФ-Европа, СА-Индия. Сейчас маршруты удлинились: СА-Европа, РФ-Индия. Да еще и Красное море не используется. А танкеров больше не стало, что привело к росту ставок. 

Экспорт нефти из России по морю за период с 1 по 15 марта составил 3,66 млн барр./сут (+9,4% м/м). Несмотря на сокращение поставок нефти в Индию в первой половине марта на 35%, Китай на 11% и Турцию на 2,5%, экспорт «в неизвестном направлении» вырос почти в пять раз, до 1,229 млн барр./сут. Примерно так и будет обходить санкции Совкомфлот, как делали раньше в европейских направлениях, перегружая нефть прямо в море. На росте экспорта сказались внеплановые остановки НПЗ на ремонт и снижение экспорта нефтепродуктов. Кроме того, зафиксирован рост поставок в Китай: 17,7 млн т нефти за 2 месяца 2024 (+13% г/г). 

 

 

Оценка и дивиденды

С учетом стабильно высоких ставок фрахта танкеров в среднесрочной перспективе и их привязке к доллару результаты FLOT в 2024 будут сопоставимы с прошлым годом. Пока исходим из прогноза 85 b₽ ЧП и FWD P/E 2024 на уровне 3,6 – все еще исторические минимумы, на 70% дешевле среднего 5-летнего значения. Сравнивать с другими представителями отрасли сложно из-за специфики деятельности, но те же НМТП и ДВМП такого дисконта в оценке не имеют. Привлекательно выглядят и дивиденды. Платят 50% ЧП. За год, согласно див. политике, выплата на акцию составит около 17-18 ₽, доходность 13-14%, примерно в июле выплатят оставшиеся 12-12 ₽. За 2024 дивиденды можно прогнозировать на уровне 18-19 на акцию. FLOT остается лучшим по отраслевой див. доходности и практически единственным из транспортных компаний, платящим высокие суммы акционерам.

 

Санкции 

Индийская Reliance Industries (крупный покупатель Urals) заявила о прекращении покупки российской нефти, погруженной на танкеры, эксплуатируемые Совкомфлотом, после недавних санкций США. Все больше индийских нефтепереработчиков планируют отказаться от использования судов FLOT. А ведь страна занимает около 40% российского импорта. Все пропало?

Учитывая нехватку танкеров в мире, FLOT на самом деле просто невозможно устранить из числа перевозчиков. Если это сделать, то цены на перевозку взлетят.  К тому же это приведет к сокращению предложения на рынке нефти, что опять-таки окончится ростом цен. Поэтому, можно достаточно смело полагать, что с танкеров Совкомфлота нефть будет перегружаться в море или будут придуманы другие способы обхода санкций. 

А что если нет? Мы быстро это увидим по взлету цен на перевозку, да и косвенно на саму нефть. И в этом случае успеем отреагировать быстрее рынка. 

 

Прогноз

2023 год для Совкомфлота стал рекордным. 2024 тоже будет не хуже предыдущего. После переориентации поставок в Азию на рынке произошло резкое увеличение спроса на тоннаж: те же объемы грузов приходится перевозить на более длинные расстояния, для этого требуется большее количество судов. Сократить дефицит тоннажа быстро невозможно, верфи и так загружены. На горизонте 2-3 лет речь может даже идти о дальнейшем уменьшении предложения судов, потому что необходимо списывать устаревающий флот, а спрос на суда не снижается. Поэтому руководство и говорит о премиально высоком уровне ставок в среднесрочной перспективе. 

Второй положительный момент – почти 50% танкерного флота работает по долгосрочным контрактам со средним сроком 8 лет, заключенным по высоким ставкам. Аналогичная ситуация наблюдается и в индустриальном сегменте FLOT (обслуживание шельфовой добычи), к тому же, более стабильном с точки зрения прибыли. Комфортная рыночная конъюнктура способствует выплате приличных дивидендов, а сохраняющаяся низкая оценка позволяет рассчитывать на дальнейший рост котировок после текущей коррекции. Руководство обещает преодолевать все санкционные вызовы, которые в данный момент являются главным риском. Текущая коррекция, особенно в случае ее углубления в сторону 120 ₽, будет хорошим моментом для покупки. 

 

Драйверы

  1. Низкая оценка

  2. Высокие фрахтовые ставки

  3. Высокая законтрактованность выручки

  4. Высокая дивидендная доходность

  5. Ослабление рубля

 

Риски

  1. Капзатраты на расширение флота

  2. Падение фрахтовых ставок в будущем

  3. Санкционное давление

 

Точка входа (120 ₽)

Среднесрочный потенциал (150 ₽)

Долгосрочный потенциал (170 ₽)

#Отчетность 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности