McDonald’s разбор 06.05.2022

McDonald’s разбор 06.05.2022 - 05.05.2022.

📌 McDonald’s разбор


💡McDonald’s, наравне с Apple или Google, стала символом капитализма и одним из популярнейших брендов во всём мире, олицетворяя фастфуд в целом. Это крайне устойчивый бизнес: компания пережила не один масштабный кризис, при этом вот уже 46 лет наращивая дивиденды. Рассмотрим, как из-за особенностей бизнес-модели MCD теряет доходы и одновременно улучшает маржинальность, и ее перспективы в условиях инфляции.


Тикер #MCD 

О компании 🗒

McDonald’s – международная корпорация, работающая в сфере общественного питания с более чем 40 000 ресторанами, в 100+ странах мира, около 93% из них функционируют на основании франшиз и лицензий. 

Основана в 1940. На бирже с 1965 года. 


Сегменты выручки TTM  23,8 b$ (+21,1% г/г) 

📍Собственные рестораны – 9,9 b$ (+20% г/г), 42% от выручки

📍Франшиза – 13,5 b $ (+23% г/г), 56% от выручки

📍Другое – 365 m$ (+5% г/г), 2% от выручки

 

📌 Финансовые показатели

❇️️ Капитализация 189 b$ 

❇️ За 5 лет котировки выросли на 82%, отрасль на 10% (с учётом дивидендов на 105% и 17%)

❇️ За год котировки выросли на 10,2%, отрасль снизилась на 11%

❇️P/E 25, среднее по отрасли 19

❇️ P/S 8, среднее по отрасли 1

❇️ P/B -41, среднее по отрасли 3

❇️ Выручка за 5 лет упала на 2% 

❇️ Прибыль за аналогичный период выросла на 49% 

⛔️Долг высокий. Debt/Equity -774,2%. Ликвидные средства 4,7 b$, Долг 35,6 b$.

❇️Дивиденды - 2,2%, Payout ratio – 52%, наращиваются 46 лет, среднегодовой прирост – 7,8%. 


Преимущества 👍

1️⃣ Рыночные позиции

McDonald’s – всемирно известный бренд, обслуживающий 70 миллионов человек ежедневно. Продажи всех ресторанов сети в 2021 составили 112,5 b$. Выручка существенно больше основного конкурента – Burger King (23,2 b$ против 4,0 b$), а стоимость бренда (154,9 b$) значительно выше, чем у второй по популярности компании индустрии - Starbucks (60,3 b$), и ближайшего прямого конкурента – KFC (18,2 b$, бренд принадлежит компании Yum Brands). Одна из причин этого – существенные расходы компании на рекламу – в 2020 они составили 654,7 m$, в 2019 – 447,3 m$. Для сравнения –Burger Kind в 2019 потратил на рекламу 372 m$. 

MCD на 2019 генерировала 3,8% продаж мировой ресторанной отрасли, доля на мировом рынке фастфуда составляет 21,4% (против 7,5% у Starbucks и 2,8% у KFC). К 2028 году рынок быстрого питания достигнет 813,9 b$, CAGR - 4,6%. 

Отличительной особенностью бизнеса является высокая маржинальность. Её рост обеспечивается за счет упора на франшизу как ключевого драйвера развития сети. Маржа чистой прибыли за 10 лет выросла с 20,3% до 32,5% (против 8,2% в среднем по отрасли), операционная маржа с 31,3% до 44,8%. Рентабельность активов составляет 14,1% (против 5,9% в среднем по отрасли). Доходы от франшизы формируют 88% маржи компании. Текущая бизнес-модель нацелена на использование франшизы как ключевого инструмента расширения – в долгосрочной перспективе 95% всех ресторанов сети будут работать по этому принципу.  

Цифровые каналы становятся все более важным компонентом продаж. В 2021 они составили 18 b$ - это четверть от совокупных продаж ресторанов на 6 крупнейших рынках. 

McDonald’s – известный международный бренд, чьи рестораны функционируют во многих странах мира. Лишь 41% продаж приходятся на США.


2️⃣ Бизнес модель и дивиденды

Бизнес-модель компании оказалась относительно устойчивой в условиях пандемии. Несмотря на полный локдаун в большинстве стран и запрет на посещение ресторанов, в Q2 2020 выручка проседала на 30,7%, прибыль – на 69,2%, в Q3 2020 выручка и прибыль уже практически вернулись к уровням 2019 года. Успешно пройти данный этап компании помогли продажи в форме доставки, а также рента со стороны франчайзи, но об этом немного позже.

За 2021 год сопоставимые продажи имеют следующую динамику:

Основной причиной роста сопоставимых продаж за последний год (17%) компания выделяет рост цен (в среднем на 6% за год), а также выручки цифровых каналов (рост на 80% за год), которые включают в себя мобильное приложение, доставку и киоски самообслуживания.

MCD является дивидендным аристократом, дивиденды последовательно наращиваются более 40 лет подряд, CAGR за последние 5 лет – 7,8%. Важной частью выплат акционерам является программа обратного выкупа акций. За последние 5 лет на дивиденды было направлено 17,6 b$, на обратный выкуп – 15,4 b$. На данный момент реализуется бессрочная программа обратного выкупа еще на 15 b$.


3️⃣ Доход от ренты

Существенную долю в активах компании (71,4%) занимает недвижимость. Связано это со спецификой работы франшизы McDonald’s. 

В стандартных условиях соглашение предусматривает, что MCD выступает собственником либо арендодателем земли и недвижимости, в рамках которых планируется открытие ресторана сети, в то время как франчайзи оплачивает оборудование и оформление помещений. Последний также обязуется реинвестировать часть заработанных им средств, в то время как сама компания может на основании со-финансирования, вкладывать средства в дальнейшее улучшение ресторана. Это одновременно позволяет укрепить рентабельность и замотивировать франчайзи на соблюдение стандартов, норм и ценностей компании (в противном случае они могут лишиться земли и права на осуществление деятельности). 


Структура недвижимости выглядит следующим образом: 

  • Здания и сооружения на собственной земле – 43,9%;
  • Здания и сооружения на арендованной земле – 32,2%;
  • Земля – 15,3%
  • Прочее – 8,6%.

Договор о франшизе включает в себя оплату первоначальной комиссии, а также рентных платежей и роялти, которые зависят от выручки франчайзингового ресторана, а также включают минимальный размер ренты. Франчайзи также берет на себя расходы по налогу на недвижимость, страховку и операционные расходы. 

На 2020 год компания имеет следующую структуру доходов от франшизы: 63,8% - рента (платежи по недвижимости и земле), 35,7% - роялти (часть выручки ресторана), 0,5% - первоначальная комиссия (покупка франшизы). Соглашение о франшизе заключает на 20 лет. 

Недвижимость представляет из себя активы с высокой степенью надежности. Она не только способна генерировать доход (в форме ренты) но и расти в цене с течением времени. Франчайзи связаны долгосрочным договором, таким образом, компания обеспечивает себе устойчивый денежный поток в форме ренты по объектам недвижимости. Данный договор также предусматривает минимальный размер рентных платежей, что обеспечивает McDonald’s доход независимо от результатов работы ресторана, что частично спасло сеть в период пандемии, в 2021 такие поступления принесли более 3 b$ или почти ¼ от сегмента франшизы.


Риски 👎

1️⃣ Низкие темпы роста, насыщенный рынок   

Компания обладает чрезмерным уровнем задолженности (общие обязательства - 58,2 b$, это 108,5% от активов). По итогу 2021 расходы по процентным платежам составили 1,2 b$ — это 11,5% от операционной прибыли. Долг за последние 8 лет вырос на 138,5%, акционерный капитал снизился на 135% (до отрицательных -4,6 b$). 

P/E значительно выше среднеотраслевого, а EV/EBITDA выше, чем в среднем по отрасли более чем в 2 раза (19,9 против 9,7). Прогнозируемый CAGR выручки и прибыли втакже ниже среднеотраслевых значений (4,4% против 40,2% по прибыли и 5,4% против 17,8% по выручке)

Выручка корпорации в течение длительного промежутка времени устойчиво снижалась. За последние 9 лет снижение составило 17,4%. Все дело в развитии франшизы – доля выручки от собственных ресторанов в 2013 составляла 67,2%, сейчас же 42%. Хотя стоит понимать, что это скорее характерность бизнес-модели: MCD последовательно наращивает прибыль и, следовательно, маржинальность. Падение выручки – скорее следствие переходного периода и особенность учета доходов от франшизы (часть выручки просто не учитывается, т.к. приходится на франчайзи).

2️⃣ Негативная репутация

Несмотря на широкую известность и популярность, корпорация имеет множество критиков. На то есть несколько причин.

Продукция McDonald’s представляет из себя фастфуд, который вреден для здоровья человека. Он содержит большое количество консервантов, жира, соли, сахара, прочих химикатов и мало витаминов и других полезных элементов. Среди негативных факторов - сердечно-сосудистые заболевания, ожирение. Частое употребление такой пищи на 60% повышает риск заболевания диабетом – 7-я по распространенности причина смерти в США. После пандемии люди все больше внимания уделяют собственному здоровью. 

Компания все же прилагает определенные усилия для улучшений в этом направлений. Так, например, в феврале 2021 было заключено соглашение с Beyond Meat – компанией производителем растительного мяса, а калорийность блюд меню значительно снизилась в последние годы. Но это полумеры. 

Компания часто критикуется за низкую оплату труда работников при высокой интенсивности и наличии переработок. Средняя зарплата работника сети в США составляет 10$ в час, что в 2-3 раза ниже средней зарплаты в стране. В связи с нехваткой рабочей силы, компания была вынуждена повысить оклад сотрудников на 10% и планирует довести ставку до 15$ в час к 2024. Оплата труда составляет порядка 35% операционных расходов ресторанов. Таким образом, планируемый рост оклада приведет к росту операционных расходов как минимум на 17%. 


3️⃣ Макроэкономические факторы

На деятельность компании оказывают влияние общеэкономические и политические факторы, такие как разгон инфляции и конфликт между Россией и Украиной.

В 2021 McDonald’s повысил рекомендуемую цену в меню на 6%, при этом прогнозируя еще больший рост (8%) по итогу 2022. До этого рост за 10 лет составил 40% или 3,4% ежегодно. Цены являются важным и чувствительным фактором для рентабельности ресторанов, так как сеть вынуждена перекладывать дополнительные затраты на покупателей, розничных потребителей, которые сильно восприимчивы к росту цен.

Сеть имеет 850 ресторанов в России. После начала конфликта, компания приняла решение приостановить работу всех своих ресторанов в России и Украине. По итогу 2021 на эти 2 страны пришлось: около 2% всех продаж ресторанов, примерно 9% всей выручки корпорации и менее чем 3% операционной прибыли. Высокий процент выручки связан с тем, что 100% ресторанов в Украине и 84% ресторанов в России функционировали под управлением самой компании (а не в форме франшизы). В России насчитывается 62 000 работников, которым работодатель обязался продолжать выплачивать заработную плату несмотря на то, что рестораны не работают. Ущерб от простоя ресторанов для корпорации оценивается в 50 m$ в месяц или 750 m$ в год. В Q1 MCD объявила о падении прибыли на 28% с 1,54 b$ до 1,1 b$. Потери были вызваны затратами на аренду помещений и выплату зарплат работникам закрытых заведений в России и Украине. Также 27 m$ было выплачено поставщикам.


Преимущества 👍

1️⃣ Рыночные позиции

2️⃣ Бизнес-модель и дивиденды

3️⃣ Доход от ренты


Риски 👎

1️⃣ Низкие темпы роста и насыщенный рынок   

2️⃣ Негативная репутация

3️⃣ Макроэкономические факторы


Итоги 📋 

🔎 McDonald’s – это классика дивидендных портфелей, основное преимущество акции – защитные свойства и низкая бета. Но в текущей ситуации они не работают. Высокая инфляция, расходы, связанные с деятельность в РФ и Украине на фоне низких темпов роста – перекрывают большинство положительных моментов. Также стоит учитывать, что MCD оценивается дороже отрасли, относительно своих среднеисторических уровней – в середине диапазона. Текущие уровни можно считать справедливыми, апсайда для роста нет, защитные функции из-за конъюнктуры рынка также отсутствуют. 


⚖️ Даем компании нейтральную оценку

#Разбор_компании



Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности