💡 Майкл Бьюрри, человек, которого любят деньги, но не любят люди
Майкл Бьюрри - инвестор, чье имя стало известным после ипотечного кризиса 2008 года в Соединенных Штатах. Настолько известным, что в 2015 году кинокомпания Paramount сняла фильм "Игра на понижение", где прообразом главного героя стал Майкл Бьюрри. Фильм собрал 133 миллиона долларов при бюджете в 28 миллионов (то есть на рыночном сленге, практически, сделал 5 иксов). Кино стало легендарным, а Майкл Бьюрри стал звездой. Расскажем про карьеру, лучшие сделки и философию одного из самых ярких управляющих XXI века.
Майкл Дж. Бьюрри родился в 1971 году в Сан-Хосе, Калифорния. В детстве он был неуклюжим и асоциальным подростком. В возрасте 2 лет из-за рака, он лишился глаза. Малообщительный и со странным чувством юмора, он не мог похвастаться большим количеством друзей и знакомых.
Это не помешало ему закончить Калифорнийский университет и получить медицинскую степень в Вандербильде. Инвестиции были, скорее, его хобби. Пока он не отправился в Стэнфорд, чтобы пройти ординатуру по специализации неврология.
Стэнфорд он бросил, решив, что мир финансов привлекает его гораздо больше. К середине 90-х он уже сделал себе имя в качестве финансиста, участвуя в инвестиционных форумах и публикуя прогнозы на собственном веб-сайте. В 2000 году Бьюрри окончательно расстался с медициной и совершил качественный скачок от инвестора-любителя к созданию собственного инвестиционного фонда Scion Capital. Бьюрри получил степень в области экономики и все свободное время уделял исследованию стратегии стоимостного инвестирования.
Начало оказалось невероятно удачным для фонда. В 2001 году, когда S&P упал на 11.8%, фонд Бьюрри заработал для своих инвесторов 55% прибыли. В 2002 году фонд повторил свой успех, "обогатив" инвесторов на 16%. И это с учетом того, что индекс оказался в минусе на 22%. Ему удалось заработать на падающем рынке шортя акции интернет-компаний. Бьюрри был убежден, что компании практически без выручки не могут стоить столько, сколько они стоили в период пузыря дот-комов.
В 2004 году Майкл Бьюрри управлял уже 600 миллионами долларов. Далеко не каждый мог стать инвестором его фонда. Майкл Бьюрри часто отказывался от денег, руководствуясь только ему понятными принципами и предпочитая не взаимодействовать с «проблемными» клиентами.
Среди основных инвесторов фонда Бьюрри были Vanguard, страховая группа White Mountains и известный инвестор Джоэль Гринблатт. Именно Джоэль Гринблатт, читавший все прогнозы Бьюрри, внес в его фонд первый миллион долларов.
Бьюрри постоянно искал новые инвестиционные возможности. Это заставило его обратить внимание на рынок облигаций, с которым, нужно отметить, до этого он не имел дела. Он узнавал все, что мог о том, как деньги берут и дают взаймы в Америке. Бьюрри провел весь 2004 год и начало 2005, читая десятки проспектов эмиссий облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами.
Изучая ценные бумаги, обеспеченные ипотекой, он понял, что рынок недвижимости слишком закредитован. И многие кредиты очень низкого качества, то есть, практически, невозвратные. Майкл Бьюрри был абсолютно уверен, что рынок "сломался". Ипотечный пузырь вот-вот лопнет, поглотив очень многих участников рынка.
Самое забавное, что на рынке не существовала инструмента, с помощью которого модно было бы открыть короткую позицию по ипотечным облигациям. Бьюрри убедил банки создать этот инструмент. Ряд банков, уверенных в том, что это халявные деньги, выпустили кредитно-дефолтные свопы на ипотечные облигации, чтобы продать их фонду Бьюрри. Часть инвесторов его фонда категорически возражали против столь рискованной стратегии, но Бьюри был абсолютно убежден, что ипотечный пузырь лопнет и очень скоро.
В 2007 году рынок начал разворачиваться в его сторону. Колосс на глиняных ногах начал сыпаться с Bear Stearns, а затем "подтянулись" и прочие монстры финансового рынка. В их числе были Lehman Brothers и AIG.
"Безумный", как многие считали, план сработал. Фонд Бьюрри заработал более 700 миллионов долларов для своих инвесторов. Но отношения между Майкл Бьюрри и его инвесторами были настолько испорчены, что несмотря на прибыль, с ним никто больше не хотел работать. И хотя Майкл Дж. Бьюрри является весьма обеспеченным человеком (как управляющий фондом он заработал в 2008 году около 100 миллионов долларов), его странное поведение и плохие отношения с инвесторами положили конец его карьере управляющего фондом. Общий доход его фонда с 2000 по 2008 год составил 489.34%.
В 2013 году Бьюрри открыл новый фонд Scion Management, в котором сделал ставку на золото, сельское хозяйство и высокие технологии. Одну из своих инвестиционных идей он озвучил в 2010 году. Он предположил, что самым ценным активом в ближайшем будущем станет вода.
Неоднократно Майкл Бьюрри заявлял, что считает себя стоимостным инвестором и сто процентов основывает свой инвестиционный выбор на концепции "запаса прочности" Бенджамина Грэма и Дэвида Л. Додда. Его цель найти активы, внутренняя стоимость которых выше их цены. В одной из своих статей в 2000 году сам Майкл Бьюрри так описал свою стратегию:
- Инвестируйте с запасом прочности
- Выполняйте восходящий, фундаментальный анализ
- Ищите отличные акции в неблагополучных отраслях
- Помните, управление портфелем так же важно, как выбор акций
Бьюрри не волнует уровень фондового рынка, и у него нет ограничений на потенциальные инвестиции: это могут быть акции компаний с большой капитализацией, малой капитализацией, средней капитализацией, микрокапитализацией, технологические или связанные с нанотехнологиями. Это не имеет значения — если Бьюрри может найти в них ценность, они становятся кандидатами в портфель. При этом Бьюрри говорит, что неблагополучные отрасли предоставляют большие возможности для покупки акций лучших в своем классе компаний с большим дисконтом к их внутренней стоимости.
Он использует скринеры акций для проверки большого количества компаний по соотношению EV/EBITDA (приемлемые коэффициенты для Бьюрри варьируются в зависимости от отрасли и ее текущего положения в экономическом цикле).
Если акция проходит его фильтр, Бьюрри начинает доскональное исследование, чтобы определить приемлемую цену для покупки. Это включает в себя анализ реального свободного денежного потока и учет забалансовых статей.
Бьюрри склонен игнорировать соотношение цены и прибыли (Р/Е) и считает рентабельность собственного капитала одновременно обманчивой и опасной. Берри предпочитает компании с минимальным долгом.
Майкл Бьюрри считает, что управление портфелем так же важно, как и выбор акций. Хорошее управление портфелем требует от инвестора ответа на несколько важных вопросов: Какое оптимальное количество акций держать? Когда покупать? Когда продавать? Следует ли обращать внимание на диверсификацию между отраслями и цикличность?
Сам Бьюрри так описал основные принципы управления портфелем:
«Мне нравится держать от 12 до 18 акций, диверсифицированных по разным депрессивным отраслям, и, как правило, полностью загружать портфель. Что касается того, когда покупать, я добавляю в свою стратегию базовый технический анализ — инструмент, оставшийся со времен моей торговли сырьевыми товарами. Ничего фантастического. Но я предпочитаю покупать в пределах 10-15% от 52-недельного минимума, который показал себя как некоторая поддержка цены. И если акция пробивает новый минимум, в большинстве случаев я сокращаю убытки.»
Очень интересная и неординарная личность. Сейчас Майкл вновь говорит о том, что рынок перегрет, он распродал почти весь свой портфель во втором квартале. Однако он практически всегда считает рынок слишком дорогим для покупок и его предсказание отнюдь не означает коррекцию в ближайшее время. Ипотечный кризис Бьюрри предсказал за 2 года до его начала.