Спустя более десятка разобранных IPO решили подсветить для вас важный момент. Компании, выходящие на биржу, глобально делятся на два лагеря:
1️⃣ Те, кто хочет привлечь как можно больше средств на развитие бизнеса здесь и сейчас.
Цель таких компаний – получить максимально возможную оценку, дальнейшая судьба акций – второстепенный вопрос.
Как их отличить? Их ожидаемый free-float выше среднего (15-30%+, чтобы привлечь побольше средств), мультипликаторы завышенные, а маркетинг, как правило, более агрессивный.
Примеры таких IPO – это Генетико, Евротранс, Кристалл.
На подобных размещениях сложнее заработать в моменте, так как компании выходят по завышенной оценке, да еще и сразу на большую долю, что ограничивает их потенциал.
Зато “дорогое” IPO может стать долгосрочным преимуществом: чем дороже разместится компания, тем больше у неё будет средств на развитие. То есть откупать акции имеет смысл на откате после размещения.
2️⃣ Те, кто проводит IPO “для галочки”, с заделом на будущее. Они не испытывают нехватку средств в настоящий момент.
Их цель – выйти на биржу небольшим объёмом, чтобы в будущем провести SPO или FPO и привлечь больше средств при более благоприятной конъюнктуре.
Как их отличить? Главная черта – это низкий объём предложения, free-float колеблется в пределах 5-10%. Грубо говоря, оставляют акции на потом. Также большинство таких компаний старается разместиться по более низкой оценке, чтобы “понравиться” будущим акционерам.
Примеры: Астра, Диасофт, ЮГК, Совкомбанк.
Это лучший вариант как для спекулянтов, так и для долгосрочных инвесторов, потому что акции, как правило, взлетают в первый день торгов на фоне низкой цены и ограниченного предложения.
Зато долгосрочно есть риски в виде возможной крупной доп. эмиссии или SPO.
Собственно, тем, кто ищет быстрый заработок, лучше всего участвовать в IPO 2-го типа. Это не значит, что компании 1-го типа плохие. Просто у них другие цели и приоритеты.
Иногда обе группы смешиваются, как, например, Henderson, который сначала размещался на относительно большую долю и, казалось бы, на пике бизнеса, перед замедлением темпов роста. Но потом начал активно общаться с инвесторами и публиковать операционные отчеты ежемесячно.
Грубо говоря, все компании можно разместить в ряд.На одном конце будут Астра и Дисофт (целятся на перспективу, даем минимальный фри флоат), на другом – Евротранс (продадим акций, сколько захотите). Как итог, в первых двух дикая переподписка, в Евротрансе – аллокация 100%, и разместили намного меньше акций, нежели хотели изначально.