Инвестиции в авиационную отрасль, индексация тарифов Транснефти, новые ограничения в отношении МФО
Инвестиции в авиационную отрасль
Минпромторг РФ внес в правительство проект распоряжения, которым утверждаются инвестиции в расширение производства гражданской авиатехники, в т.ч. за счет ФНБ. Общий объём таких инвестиций – 1 трлн рублей.
Так, согласно текущим планам, до 2030 года российский авиапром планирует произвести 1081 гражданский самолет, включая 270 МС-21, 142 SJ-100 и 115 Ту-214. То есть от инициативы выиграют Иркут (Яковлев) #IRKT и ОАК #UNAC.
Пока не получится отследить реакцию рынка, т.к. торги ещё не стартовали. Но можно ожидать небольшого объёмов и скачка цен. Проблема в том, что вся программа инвестиций “размажется” на 7 лет, то есть краткосрочный бенефит компаний от этого близок к нулю. Уже неоднократно говорили о том, что российский рынок не привык мыслить на слишком большой срок вперёд. Поэтому любой рост, скорее всего, будет носить временный и спекулятивный характер. Также понятно, что деньги получат не только эти 2 компании, но и другие игроки. Учитывая их плачевное состояние, даже прямые инвестиции вряд ли сильно помогут. Еще стоит вопрос в формате помощи – через очередную допку в пользу государства или через субсидии, или через контракты?
Почему вырастет прибыль и дивиденды Транснефти
Тарифы Транснефти с 1 января 2024 повышены в среднем на 7,2%. Это наиболее значительный шаг индексации за последнее время. Так, например, в 2022 и 2023 тарифы были повышены на 4,3% и на 6% соответственно.
Рост тарифов на 7,2% не означает, что прибыль повторит такую же динамику. Дело в том, что у Транснефти довольно низкая чистая рентабельность. Для неё повышение выручки всего на 7,2% при сохранении тех же расходов приведет к росту прибыли на несколько десятков процентов. На деле, конечно же, динамика будет медленнее, но в любом случае речь будет идти о росте на 10-20%.
Это ни что иное, как эффект операционного рычага. Его влияние мы видели в 2023 году (ожидаемый рост прибыли составит ~35% по итогам года). Главный позитив здесь – более высокие дивиденды. Если по итогам 2023 года мы ждем примерно 20000 рублей на акцию (до сплита), то по итогам 2024 – 22-23 тыс. рублей, что можно назвать довольно консервативным прогнозом. Покупка акций Транснефти может дать див. доходность почти 30% за 2 года, + ожидаем роста цены акций на фоне сплита и увеличения прибыли
Новые ограничения в отношении МФО
Банки и МФО с 1 января будут предупреждать заемщиков о рисках закредитованности. Они будут обязаны рассчитывать долговую нагрузку заемщиков и письменно уведомлять их о рисках, если на платежи по кредитам уходит более 50% доходов.
Это очередное ужесточение отрасли микрокредитования, начавшееся в 2023 году. Напомним, что с 1 июля федеральный закон ограничил размер переплат по договору потребительского кредита (займа) уровнем 130% вместо 150%, действовавших ранее. Размер ежедневной процентной ставки уменьшился до 0,8 с 1%. Также с 1 квартала 2023 на клиентов c ПДН выше 80% должно приходиться не более 35% портфеля МФО. С 3 квартала этот лимит был уменьшен до 30%, а с 4 – до 15%.
Всё это приводит к сужению адресного рынка и увеличению расходов, оттого рентабельность всего сектора МФО в 2023 и снизилась. Тенденция продолжится и в будущем, беря во внимание озабоченность ЦБ высокой долговой нагрузкой населения. Поэтому в лидерах в будущем будут компании, сумевшие оптимизировать бизнес, в т.ч. за счет цифровизации. А “классические” МФО, скорее всего, покажут более плохую динамику. То есть инвестиционно привлекательно выглядят именно цифровизированные микрокредитные компании как, например, CarMoney.