Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем telegram-канале провел опрос о том, стоит ли полностью запретить электросамокаты в РФ. Оказалось, что за запрет транспорта выступает 57% опрошенных.
Сомневаться в репрезентативности опроса или нет – дело лично каждого. Но держатели акций Whoosh определенно напряглись.
Действительно ли могут запретить электросамокаты в городах? Взвесим факты “за” и “против”.
Что говорит “за” запрет:
📍Самокаты действительно многих задолбали. Часто слышны жалобы на безответственных водителей, которые виляют между пешеходами, не сбавляя скорость, и создают угрозу ДТП на каждом шагу.
📍Много происшествий. За весь 2023 год произошло 3100 ДТП с участием СИМ, в которых были пострадавшие (рост в 3,3 раза г/г). 43 человека погибло. Это число неминуемо продолжит расти.
А что говорит “против” запрета?
📍Бизнес уже плотно работает с властями. В 2023 году под это дело стали “с нуля” формировать нормативную базу, ввели новые правила и понятия в ПДД.
📍Уже не раз “наверху” отмечали, что планов по полному запрету нет. Скорее, будут усиливать контроль.
📍В отрасли очень большие деньги и крупные игроки. Яндекс, МТС и Whoosh в этом сегменте доросли до национальных (и даже глобальных) масштабов. Уже как-то поздновато давать заднюю и полностью сжигать мосты. В Европе, например, самокаты запретили ещё на начальной стадии развития кикшеринга.
📍В свое время конные повозки, а потом и машины тоже мешали людям. Но с годами общество менялось, инфраструктура подстраивалась под современные запросы. Появилась нормативная база. В 20-м веке общество тоже было встревожено ростом числа аварий со смертельным исходом. Однако развитие ПДД и систем безопасности впоследствии позволило минимизировать риски.
В итоге, на наш взгляд, вероятность полного запрета невысока. Скорее, регуляторы пойдут по пути усиления контроля и ужесточения наказаний. Об этом говорит и недавнее повышение штрафов. Операторы кикшеринга со своей стороны тоже вводят рестрикции.
Остается надеяться, что под это дело начнут развивать ещё и хорошую инфраструктуру.