Tesla – один из редких случаев, когда империя Маска публикует разочаровывающий отчёт 21.04.2023

Tesla – один из редких случаев, когда империя Маска публикует разочаровывающий отчёт 21.04.2023 - 20.04.2023.

​​ Tesla – один из редких случаев, когда империя Маска публикует разочаровывающий отчёт

Tesla доигралась со своими скидками, компания отчиталась хуже ожиданий. Вот краткие финансовые результаты:

📍Выручка прибавила 24% г/г до 23,2 b$

📍Скорректированная EBITDA -15% г/г до 4,3 b$

📍Чистая прибыль -24% г/г до 2,5 b$

📍FCF рухнул сразу на 80% г/г до 441 m$

Операционные показатели:

📍Поставки автомобилей выросли на 36% г/г (и всего +4% кв/кв) до 422,9 тыс. авто

📍Производство автомобилей +44% г/г до 440,8 тыс. авто

📍Установка солнечных систем +40% г/г до 67 MW

📍Установка систем хранения энергии +360% г/г до 3889 MWh

📍Количество станций Supercharger +33% г/г до 4947

📍Сообщают, что с 2018 по 2022 год себестоимость производства самой популярной модели – Model 3 – снизилась на 30%

Отчёт оказался негативным, ниже ожиданий по выручке и в рамках ожиданий по EPS. Также поставки автомобилей оказались немного выше ожиданий. Акции после публикации падали более чем на 8%. Почему? Основных момента 2:

1️⃣ Динамика поставок. Скажем сразу: да, она выше ожиданий. И да, околонулевой прирост кв/кв – нормальное явление для каждого первого квартала очередного года. Ведь пик продаж всегда приходится на конец года, а в начале следующего они замедляются. Это видно по графику ниже. Но суть не в этом. А в том, что рынок ставил на более явный рост продаж после череды щедрых скидок. Т.е. Маск скинул в среднем 20% стоимости своих авто, а динамика продаж не изменилась. С другой стороны, разница может быть более заметна в будущем, когда будут поставлены все авто, заказанные в первом квартале.

2️⃣ Рентабельность. В отличие от динамики продаж, изменения в рентабельности стали заметны сразу же:

📍Операционная маржа обрушилась до 11,4% (даже ниже нашего прогноза в 12-13%). Для сравнения, в прошлом квартале она составляла 16%, а годом ранее 19,2%.

📍Маржа EBITDA упала до 18,3% (22,2% в прошлом квартале, 26,8% годом ранее).

📍Валовая рентабельность составила 19,3% против 23,8% в прошлом квартале и 29,1% годом ранее.

При всём этом, операционные расходы даже снизились на 1% г/г. Вся проблема в возросшей себестоимости и снижающихся ценах. По уровню операционной маржи Tesla откатилась к лету 2021 года, а по валовой – к лету 2020 года. Да, все автопроизводители испытывают давление на маржу. Но они не так сильно режут цены, понимая, что это спорное решение в период, когда себестоимость производства электромобилей впервые за десятилетие выросла. Также к Tesla в принципе больше требований из-за её по-прежнему высокой оценки.

Что такого плохого в снижении цен?

Мы уже делали пост на тему того, чем ценовые войны угрожают всей отрасли электромобилей. С одной стороны, Tesla демонстрирует своё превосходство над конкурентами. Демпинг – мощное орудие завоевания доли на рынке. С другой, компания порождает дефляционные ожидания среди своих клиентов. Представьте себя на месте человека, который в конце 2022 купил Tesla Model 3 по полной цене за 48,9 k$, а спустя 3 месяца она стоит на 10 k$ дешевле. Вполне вероятно, что частые скидки приведут к той ситуации, когда новые клиенты перестанут покупать и будут ждать снижения цены. Ведь они не хотят оказаться на месте того парня, машина которого потеряла в цене 20% за 3 месяца.

Также стоит отметить факт, что поднять цены будет уже не так просто. Демпинг эффективен в сегменте товаров повседневного спроса (продукты, такси, доставка еды и пр.), где рост цены по завершении массовых дисконтов не так заметен. Но начни продавать людям автомобили по 4 млн рублей вместо 5, и покупать их по старой цене уже почти никто не захочет. С другой стороны, нет сомнений в том что Маск понимает, что делает, и, возможно, это единственное верное решение для сохранения/увеличения доли рынка. Tesla точно в состоянии «пересидеть» большинство китайских конкурентов, которые и так работают в убыток, и нанести сильный удар по GM/Ford и их планам ускорить выход на EV рынок.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе ключевых событий в мире аналитики!

Иконка телеграм

Наши продукты

Invest Era специализируется на аналитике фондового рынка. Подписки являются инструментом для увеличения прибыли и получения знаний в мире инвестиций.

Акция 10 дней за 10 рублей по промокоду START

Оформить подписку
Лучшие статьи пришлем на почту
Подпишитесь на еженедельную рассылку и получайте подборку актуальной аналитики и новостей
Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с условиями Политики Конфиденциальности