IPO стали более сложными и менее предсказуемыми. Стратегия “купи акций с плечом, продай на старте торгов и получи профит” больше не работает.
Соответственно, оценивать размещения стало сложнее. Теперь к каждому IPO нужен индивидуальный подход с более глубоким анализом.
Подготовили небольшую памятку-инструкцию. Это основные моменты, которые важно учитывать при анализе компаний:
1. Оценка. Чем дороже компания, тем сложнее продать её “массовому” инвестору. Нужно ориентироваться на среднеотраслевые мультипликаторы. Если аналогов нет, то нужно искать хотя бы отдаленно похожие варианты. Например, как в случае с IVAT – это что-то среднее между телекомом (Ростелеком, МТС) и IT (Астра, VK).
2. Объем размещения. Чем он крупнее, тем сложнее собрать большую переподписку с ажиотажным ростом на старте торгов. По сегодняшним меркам 10-15 млрд – это уже крупное размещение, на котором непросто заработать. 3-5 млрд – небольшое, с заделом на хороший рост.
3. Переподписка. Это то, во сколько раз объем поданных заявок превышает плановый размер IPO. Картина становится ясна за 1-2 дня до окончания сбора.
Имея данные по переподписке, можно рассчитать аллокацию. переподписка х2 => аллокация около 50%. Х3 = 33%, х10 = 10% и т.д.
4. Как рассчитать плечо. В идеале нужно попасть в аллокацию так, чтобы объем позиции, которую вы получите в итоге, соответствовал А) плановой доле и Б) объему свободных денежных средств.
Например, вы хотите купить акций ПАО Морковка, выходящей на IPO. Ожидаемая аллокация 10%. У вас 100 тыс. рублей свободных средств. Тогда вы можете подать заявку на 1 млн рублей, чтобы получить акций на 100 тыс. То есть вы по сути не задействуете кредитное плечо, только подаете заявку с его помощью. Проблема будет, если вы ошиблись с аллокацией и вам “насыпят” акций больше, чем вы хотели.
5. Держите в уме будущие SPO / FPO. Это новый тренд на рынке. Подробнее про него писали тут.
Главное: SPO и допка – это фактор давления на акции, т.к. увеличивается предложение на рынке. Чем ниже изначальный free float, тем выше вероятность проведения SPO/FPO.