Начну с популярного вопроса от подписчиков. Сколько дивидендов можно получить, если собрать долгосрочный портфель Ideas?
9.2%, что чуть выше див. доходности индекса – 9.05%. Кто-то скажет, что это ниже чем ОФЗ.
Хорошо, в портфеле есть 5 акций без выплат вообще:
1️⃣ Полюс (+104% за 1.5 года)
2️⃣ Глобалтранс (+135% за 1.5 года)
3️⃣ Яндекс (+50% за 1.5 года)
4️⃣ Нижнекамскшина (+196% за год)
5️⃣ Ozon (+7% за 4 месяца)
Эти доходности указывают на очевидный факт, можно собрать портфель и вовсе без дивидендов, если это приносит результат. Если бы мы не включили эти 5 акций в портфель и заменили на компании с дивидендами, то доходность портфеля была бы ниже.
У каждой компании есть выбор по увеличению акционерной стоимости за счет заработанных средств. Вот 5 базовых вариантов:
1️⃣ M&A сделки
2️⃣ Увеличение кап. затрат
3️⃣ Увеличение инвестиций в исследования и разработки
4️⃣ Байбек
5️⃣ Дивиденды
Задача менеджмента – распределить капитал таким образом, чтобы он принес максимальную отдачу акционерам. Если Яндекс может выгодно инвестировать деньги в покупку доли Uber в России, то зачем ему направлять эти деньги на дивиденды?
Так почему в России так любят дивиденды?
Первая причина – многие просто не до конца понимают механику работы фондового рынка. Яркий пример – массовая скупка Газпрома под дивиденды весной 2022 года. Как будто див. гэпа не будет и деньги берутся из воздуха.
Вторая причина – менеджмент может направить эти деньги непонятно куда. Например, дочки Мечела, которые дивиденды не платят, вместо этого кредитую материнскую компанию. Инвесторы здраво рассуждают – лучше пусть компания эти деньги заплатит в виде дивов, нежели они будут потрачены непонятно куда.
Дивиденды — это стандарт
Учитывая эту особенность, теперь все компании, выходящие на IPO, обещают начать платить дивиденды. Т.к. это создает у инвесторов иллюзию, что компания уже состоявшаяся, а то, что див. доходность будет маленькой, задумываются не все.
На самом деле, очевидно, что большинство покупает Астру и Positive не из-за дивидендов, а потому, что компании быстро наращивают фин. показатели. Им выгоднее реинвестировать деньги в рост. То же самое касается Яндекса и Ozon. Если вы доверяете менеджменту компании, то отсутствие дивидендов не является проблемой. Если есть свободный рынок, то надо как можно быстрее его захватывать.
Иногда дивиденды это и вовсе плохо
Например, если бы Сегежа не выплатила жирные дивы в 2022 году, у нее бы сейчас не было таких проблем с долговой нагрузкой. А Газпром платит дивиденды из ЧП, которая в свою очередь сильно выше, чем FCF. То есть компания много лет из-за высоких кап. затрат выплачивала больше, чем зарабатывала. В итоге образовался накопительный эффект, который мешает сейчас.
Итоги
У нас дивидендный рынок, и надо к нему адаптироваться. Но даже с учетом, что все на рынке отталкиваются от дивидендов при построении стратегии, иногда компания и без выплат или с низкими дивидендами будет отличным кандидатом в портфель. Первый шаг – оценка бизнеса, это ключевой фактор. Дивиденды – это один из следующих приоритетов при оценке.